ГКНБ задержал замначальника управления ГСБЭП, после его обвинили в коррупции – что известно по делу на сегодня

Бывшему заместителю начальника управления оперативной работы и дознания Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при правительстве [ведомство было ликвидировано] предъявили обвинения в коррупции по делу о ввозе товаров через кыргызско-казахскую границу.

Первомайский районный суд 24 мая 2023 года признал его невиновным и оправдал за отсутствием в его деяниях состава преступления. За оправданным М.А.Б. признано право на реабилитацию.

После вступления приговора в законную силу суд постановил направить оправданному М.А.Б. извещение в соответствии со статьей 133 УПК с разъяснением порядка возмещения ущерба, связанного с уголовным преследованием.

На скамье подсудимых оказался Манас [имя изменено М.А.Б.], 10 марта 1982 года рождения, уроженец города Фрунзе, с высшим образованием, женат, имеющий четверых детей, ранее не судим, временно не работающий. По делу находился под стражей с 24 сентября 2019 года по 24 февраля 2021 года, с 24 февраля 2021 года по 9 марта 2022 года был под домашним арестом, и с 9 марта 2022 года находился под подпиской о невыезде.

Следственные органы предъявили ему обвинения по ст. 319 ч.1 («Коррупция») УК (редакция 2017 года).

Органами следствия Манас обвиняется в том, что он, будучи заместителем начальника управления, оперативной работы и дознания Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями (далее по приговору – ГСБЭП), встал на путь совершения умышленного особо тяжкого преступления при следующих обстоятельствах.

Так, в зоне деятельности пункта пропуска «Токмок-автодорожный», «Кен-Булун-Автодорожный», «Ак-Тилек-автодорожный», «Ак-Жол-автодорожный», «Чалдовар-автодорожный» Чуйской области и «Чон-Капка-автодорожный» Таласской области со стороны сотрудников контролирующих органов, в частности ГСБЭП, Государственной налоговой службы, Государственной пограничной службы, Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности и Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел (далее – ГУОБДД МВД) у водителей большегрузных транспортных средств, въезжающих с территории Казахстана на территорию Кыргызской Республики с грузом и у их владельцев систематически осуществляется незаконный побор денежных средств, за беспрепятственный проезд и нерегистрацию поступающих товаров в соответствующую базу налоговой службы.

В вышеуказанных пунктах пропуска, кроме пограничного (ГПС), ветеринарного и фитосанитарного (ГИВФБ) контроля, функционировали временные пункты транспортного контроля и учета товаров, созданные из числа сотрудников ГНС.

Кроме этого, в целях проведения контрольно-оперативных и рейдовых мероприятий по выявлению и пресечению фактов незаконного ввоза товаров через временные пункты транспортного контроля и учета товаров, а также во исполнение постановления правительства «О мерах по обеспечению транспортного контроля и учета товаров в рамках торговли с государствами-членами Евразийского экономического союза при ввозе (импорте) в Кыргызскую Республику» от 23 августа 2018 года №396, осуществляют деятельность совместные мобильные группы, из числа сотрудников ГСБЭП, ГНС и ГУОБД МВД.

Согласно указанному постановлению правительства N№396 и регламента работы временных стационарных пунктов учета товаров, при въезде грузового автотранспорта с товаром с территории Республики Казахстан на территорию Кыргызской Республики представителями фирм грузоперевозчиков необходимо заполнять соответствующие документы с точным указанием наименования, количества и стоимости ввозимого товара для дальнейшей уплаты налоговых отчислений. Однако, должностные лица временных пунктов транспортного контроля и учета товаров, а также совместных мобильных групп, злоупотребляя своим служебным положением, за определенное денежное вознаграждение в нарушение вышеуказанных нормативных правовых актов, в сговоре с представителями грузов умышленно искажали сведения о ввозимом товаре, а именно документально уменьшали количество или изменяли вид товара, а также не регистрировали товары, в результате незаконно создавали благоприятные условия для предпринимателей в целях уклонения от уплаты налоговых платежей, причиняя тем самым ущерб бюджету государства.

В частности, как установили следственные органы, в начале весны 2019 года Ш.С., будучи знакомым с О.Ж., занимающимся неофициальным предоставлением услуг по сопровождению грузов, прибывших через Казахстан, а также других стран СНГ в Кыргызстан, в целях получения постоянной незаконной прибыли устно договорились создать преступную схему для перемещения через казахско-кыргызскую границу товаров народного потребления (ТНП) китайского производства. При этом, в целях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактического объема товаров, перемещения товаров через государственную границу без какого-либо учёта и регистрации в налоговой базе, О.Ж. предложил Ш.С. создать противоправную устойчивую связь с отдельными сотрудниками ГНС, ГСБЭП, ГКНБ Кыргызстана, осуществляющими свою деятельность в пункте транспортного контроля (ПТК) «Ак Тилек», расположенном на 120 км автотрассы Бишкек-Торугарт.

В свою очередь, Ш.С. в целях реализации их преступного замысла, имея личное знакомство с заместителем начальника управления ГСБЭП Манасом, заведомо зная, что последний в силу своих функциональных обязанностей имеет властные полномочия давать сотрудникам ГСБЭП указание беспрепятственно и без какой-либо проверки пропускать, в том числе через весогабаритный и налоговый посты, перемещаемых из Казахстана товаров китайского производства, обратился к нему с просьбой оказать содействие в систематическом незаконном перемещении указанных товаров в Кыргызстан.

По данным следственных органов, в июле 2019 года Ш.С. в ходе очередной встречи с Манасом предложил последнему взятку в виде денежных средств в сумме 300 долларов за беспрепятственный въезд из Казахстана в Кыргызскую Республику каждой одной грузовой автомашины и 400 долларов за каждую одну большегрузную автомашину с прицепом, на что Манас заведомо осознавая преступность действий Ш.С., в целях получения большей незаконной выгоды и быстрого незаконного обогащения потребовал предоставить ему по 400 и 500 долларов соответственно за вышеуказанные автомашины с грузом, пообещав тем самым, что сотрудники ГСБЭП не будут принимать какие-либо меры по задержанию незаконно ввезенного на территорию Кыргызской Республики товаров, перемещенных из КНР и Казахстан без регистрации в налоговой базе. На незаконное и преступное предложение Манаса о повышении суммы требуемого вознаграждения Ш.С. был вынужден дать согласие с условием полного исполнения со стороны Манаса, как представителя ГСБЭП, взятых на себя вышеуказанных обязательств.

Тем самым М.А. заведомо зная, что согласно приказу ГНС No238 от 26 декабря 2018 года функции координации работы по борьбе с незаконным ввозом товаров, нарушений требований по перемещению товаров через временные пункты транспортного контроля и учета товаров на территории Кыргызской Республики возложены на возглавляемое им управление ГСБЭП, преследуя свои корыстные интересы, осознавая незаконность своих действий и будучи материально заинтересованным, договорился с Ш.С. реализовать коррупционную схему, в результате чего умышленно создал противоправную устойчивую преступную коррупционную группу.

Следственные органы считают, что устойчивая преступная группа, возглавляемая М.А. в целях систематического совершения преступления, направленного на получение денежного вознаграждения от перевозчиков крупной партии товаров из КНР через Казахстан, в устном порядке обговорили дальнейшие действия и распределили роль каждого лица в данной группе.

Так, Ш.С. исполняя отведенную ему роль, обратился к внештатному сотруднику Антикоррупционной службы ГКНБ С.Н., которому предложил денежное вознаграждение в сумме 100 долларов США за каждую одну грузовую автомашину с китайским товаром, с тем, чтобы С.Н. не докладывал сотрудникам ГКНБ, сокрыл и не принимал никаких мер в отношении сопровождаемых и перемещаемых им через казахско-кыргызскую границу указанных товаров и автомашин, т.е. бездействовал. В свою очередь О.Ж., будучи участником данной преступной группы, исполняя свою роль должен был договариваться с сотрудниками ГНС, дислоцированных в ПТК «Ак-Тилек», путем предоставления им фиксированной суммы взятки за умышленное сокрытие импортируемых товаров и не регистрацию в базе АИС «Сопроводительные накладные».

В материалах уголовного дела говорится, что Манас, Ш.С. и О.Ж. создав канал по незаконному перемещению и поставке товаров, убедившись в отсутствии препятствий со стороны представителей государственных органов Кыргызской Республики на казахско — кыргызской границе и пункте пропуска «Ак-Тилек-Автодорожный», через О.Ж. вовлекли в свою преступнуюгруппу одного из перевозчиков — владельцев груза И.А., который занимался через логистические компании погрузкой тканей и хозяйственных товаров в город Алматы (Казахстана), поступивших туда из КНР и осуществлял их доставку в город Бишкек. Исполняя преступную роль в данной группе, И.А. отправлял О.Ж. посредством мобильной связи сведения о государственном номере загруженных товаром грузовых автомашин. Эти же данные О.Ж. пересылал Ш.С., который направлял по мобильной связи через приложения «вотсап» и «телеграмм» сведения об автомашинах Манасу.

Следствие считает, что Манас, будучи организатором данной преступной схемы, преследуя свои корыстные интересы по получению незаконного денежного вознаграждения, являясь сотрудником центрального аппарата ГСБЭП, вовлек в преступную группу Б.У.- начальника межрайонного отдела ГСБЭП по Аламединскому и Иссык-Атинским районам для того, чтобы его подчиненные по службе сотрудники, которые ежедневно со своими помощниками дислоцируются в ПТК «Ак-Тилек» в составе мобильной группы, не предпринимали никаких мер по задержанию указанных грузовых автомашин и не создавали каких-либо других препятствий по их проезду. Для этого Манас через приложение «вотсап» и «телеграмм» пересылал полученные номера грузовых автомашин от Ш.С. уже непосредственно Б.У.

В последующем Б.У., будучи вовлеченным в преступную группу, исполняя незаконные указания Манаса, уже непосредственно через приложение «вотсап», «телеграмм» и с использованием других скрытых источников связи уведомлял своих подчиненных, а также внештатных сотрудников ГСБЭП и сообщал полученные от Манаса номера грузовых автомашин, для того чтобы последние не предпринимали никаких мер, то есть бездействовали.

После чего, автомашины без наличия соответствующего пакета грузо-сопроводительных документов, беспрепятственно въезжали на территорию Кыргызской Республики без прохождения процедур учета и регистрации, а далее направлялись в различные торговые точки города Бишкек.

И.А. на территории города Алматы погружал автомашины товаром и отправлял в Кыргызскую Республику, где на казахско-кыргызской границе в пункте пропуска «Ак-Тилек-автодорожный» встречали О.Ж. и Ш.С., предварительно обговорив с водителями время прибытия. После прибытия автомашины на указанный пункт пропуска, О.Ж. передавал денежные средства сотрудникам налоговой службы, дислоцированных в ПТК «Ак-Тилек» в размере от 5 000 сомов до 200 долларов за умышленное сокрытие прибывшего груза в базе данных ГНС, то есть за не регистрацию товаров в системе АИС «Сопроводительные накладные». В результате, преступная группа под руководством М.А. в сговоре с отдельными сотрудниками ГСБЭП, ГНС создали благоприятные условия для беспрепятственного перемещения и доставки груза до места назначения без учета и регистрации в базе ГНС, а также задержания.

В дальнейшем О.Ж. и Ш.С. сообщали водителям место доставки и выгрузки товаров или же сами осуществляли сопровождение до места назначения. После доставки товаров в Кыргызскую Республику, О.Ж. и Ш.С. за оказание посреднических услуг по незаконному перемещению товаров через казахско-кыргызскую границу без регистрации груза в баз данных и беспрепятственный проезд автомашин через пункт пропуска получали денежные средства от И.А. или же в указанном им, и предварительно согласованном обменном пункте, продуктовом магазине, расположенных в районе пересечения улицы Алматинская и объездной дороги Бишкек — Торугарт. При этом, общая сумма полученных денежных средств от И.А. составляла 1 000 долларов за большегрузную автомашину без прицепа и 1 200 долларов за большегрузную автомашину с прицепом (тандем). Далее Ш.С. получив денежные средства, на территории города Бишкек встречался с Манасом и передавал ему ранее обговоренные денежные средства, в зависимости от количества и вида транспортных средств, импортировавших ТИП. В свою очередь М.А. из незаконно полученных денежных средств, часть передавал Б.У., так как последний исполнял роль в данной преступной схеме и давал незаконные указания уже непосредственно своим подчиненным сотрудникам.

Тем самым, как установили следственные органы, Манас, Ш.С., О.Ж., И.А., Б.У. и другие должностные лица ГНС, ГСБЭП, создали противоправную устойчивую связь в целях незаконного получения материальных благ и предоставления преимуществ при перемещении вышеуказанных товаров через кыргызско-казахскую границу, грубо игнорируя требования постановления правительства Кыргызской Республики «О мерах по обеспечению транспортного контроля и учета товаров в рамках торговли с государствами-членами Евразийского экономического союза при ввозе (импорте) в Кыргызскую Республику» от 23 августа 2018 года №396, направленные на выявление и пресечение фактов незаконного ввоза товаров через временные пункты транспортного контроля и учета товаров. В частности, указанной преступной группой нарушены правила о том, что при въезде грузового автотранспорта с товаром с территории Республики Казахстан на территорию Кыргызской Республики представителями фирм грузоперевозчиков необходимо заполнять соответствующие документы с точным указанием наименования, количества и стоимости ввозимого товара для дальнейшей уплаты налоговых отчислений.

Следствие пришло к выводу, что в результате незаконно созданной противоправной устойчивой связи Манаса с Ш.С., О.Ж., И.А., Б.У. и сотрудников ГНС, а также в результате их действий бюджету государства был причинен особо крупный ущерб в размере 11 млн 7 тыс. 24 сомов (94 автомашин 117,096 тыс. сомов = 11 007 024).

В результате незаконных действий Манаса, как установило следствие, были нарушены охраняемым законом интересы государства и причинен особо крупный ущерб.

Не согласившись с данным приговором суда, старший помощник прокурора Первомайского района г.Бишкек А.М. внесла апелляционное представление, указав, что приговор подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции уголовного закона. В результате незаконно созданной противоправной устойчивой связи Манаса с Ш.С., О.Ж., И.А., Б.У., и сотрудников ГНС, а также в результате их действий бюджету государства был причинен особо крупный ущерб в размере 11 007 024 сомов. Органами следствия действия обвиняемого М.А., в совершении преступления, предусмотренного ст.319 ч.1 УК квалифицировано правильно и доказано материалами дела.

Старший помощник прокурора просила отменить приговор Первомайского районного суда города Бишкек от 24 мая 2023 года, признать виновным Манаса по предъявленному обвинению и назначить ему наказание в пределах санкции данной статьи.

В суде апелляционной инстанции обвиняемый Манас вину в инкриминированном ему обвинении не признал, поддержав свои показания, данные в суде первой инстанции рассказал, что с 2008 до сентября 2019 года работал в Финансовой полиции, а на должность заместителя начальника управления оперативной работы и дознания был назначен в декабре 2018 года. В его подчинении находилось четыре оперативных отдела и отдел дознания. Кроме этих отделов, ему никто не подчинялся, территориальные подразделения тоже ему не подчинялись.

По его словам, причиной его задержания послужило то, что сотрудники его управления весной 2019 года вышли на ПТК «Ак-Тилек-автодорожный», так как было много нареканий в сторону работы мобильной группы, сотрудники Центрального аппарата проработали там 1,5 месяца. В связи с тем, что Кыргызстан является членом ЕАЭС, на основании постановления правительства Кыргызской Республики №396 от 2018 года для учета налогов на КПП был установлен стационарный пост, в котором работали сотрудники налоговой службы и весогабаритного контроля, а в случае необходимости они вызывали сотрудников ГСБЭП и МВД. В мобильную группу входили сотрудники районного управления ГСБЭП, но кроме этого у них были и другие прямые обязанности, исполнение которых было затруднено в связи с дежурством на КПП. Кроме того, штатная численность сотрудников районного управления составляла всего 7-8 человек, поэтому они просили правительство исключить сотрудников Финансовой полиции из мобильной группы.

Согласно постановления правительство No396, при въезде груза на территорию республики документы проверяли сотрудники налоговой службы, а в случае их несоответствия, они были обязаны вызвать сотрудников Финансовой полиции. При работе на КПП сотрудники столкнулись с препятствиями в работе, поэтому они внесли в правительство предложения для улучшения работы. Например, они не имели права открывать грузовую машину, поэтому невозможно было убедиться в том, что именно находится в машине. Пару раз пришлось открыть пломбы на грузовых машинах, после чего на сотрудников написали заявление в прокуратуру и вызывали на допросы. На КПП он ездил всего лишь два раза, показывали работу вице-премьер-министру Р.Ж. [пост занимал Жениш Разаков]. В обвинительном акте указано, что он якобы с 3 июня по 24 сентября 2019 года незаконно покровительствовал и оказывал содействие в беспрепятственном проезде грузовых автомашин, но с 3 июля по 6 августа того года он находился на трудовом отпуске, а с 21 по 24 сентября был в командировке в Таджикистане с председателем ГСБЭП. Позже, после ознакомления с материалами дела он узнал, что отправителем грузов был один человек – И.А., а два его земляка О.Ж. и Б.у. работали на КПП «толкачами». После того, как сотрудники Центрального аппарата начали работу и перекрыли незаконные пути пересечения границы, они начали искать пути выхода на руководство ГСБЭП.

С Ш.С., по словам Манаса, он познакомился в 2016 году на похоронах общего знакомого. В это время Ш.С. предложил ему встретиться, он согласился, на встрече он предложил вместе работать, он естественно отказался, так как даже при желании он этого сделать не мог, потому что работа находилась под контролем правительства. Кроме того, все знали, что на КПП работают внедренные сотрудники ГКНБ. После назначения на должность Б.У. начальником территориального подразделения в конце мая 2019 года, сотрудники Центрального аппарата сдали пост и дальше не работали на КПП. После этого, Ш. вновь пришел к нему и просил поговорить с Б.У., он вновь ему отказал и сказал, что он ему не подчиняется. В ходе следствия узнал, что Сапар и Жениш сами зашли к Улану и договорились работать вместе по ткани.

По словам Манаса, 7 августа 2019 года перед событиями в селе Кой-Таш к нему пришел Ш.С. с просьбой помочь по делу подруги его супруги, которая была задержана со взяткой. Он сказал ему, что следствие ему не подчиняется. После этого он позвонил ему 24 сентября и сказал, что приехал на работу, просил выйти.

Встретились там же, возле здания ГСБЭП, Ш. сказал, что вновь пришел по просьбе жены помочь подруге, объяснил, что ей вменяют еще одну статью незаконно. Он сказал Ш., что постарается помочь в рамках закона. Затем они попрощались. Когда отошли на несколько метров, их задержали сотрудники ГКНБ. Далее их начали обыскивать, при нем нашли только телефон и ключи. После допроса, руководитель следственной группы Равшан Токонов и два других следователя отказались его задерживать, тогда начальник взял ответственность на себя и его задержали, так как они ранее уже отчитались президенту о раскрытии преступления.

Далее они начали оказывать давление на Ш.С., он сразу сказал, что М. не при чем, что он решал только с АКС. После начальник отдела ГКНБ К.Э. через адвоката Ш. вышел на его жену и передал ей 1 000 долларов в качестве помощи.

Затем, они вновь поехали домой к Ш.С. и передали ей 1 500 долларов США, но на этот раз она отказалась брать деньги почувствовав, что хотят подкупить. После этого они через следователя вызвали ее в ГКНБ, где в кабинете в присутствии ее супруга снова дали ей 1 500 долларов, она отказалась, но после того как Ш. сказал ей взять деньги, она взяла.

По словам подсудимого Манаса, они за 2 500 долларов купили Ш. и обещали ему свободу, но так как с его освобождением каждый раз откладывали, Ш. подумал, что его обманули и написал заявление об отказе от ранее данных показаний. Осознавая, что в деле нет ни единого доказательства против него, через три месяца следователь задерживает Б.У.

После того как Б.У. возместил ущерб в размере 3,5 млн сомов, по данным Манаса, его не стали отпускать на свободу, пока он не дал показания против него [Манаса]. В материалах дела имеется скриншот якобы с его мобильного телефона марки «Самсунг» или «Ми», но модель его телефона была «Айфон-Х». Манас считает, что доказательства были сфальсифицированы, а показания свидетелей добыты под давлением. Он просил суд оправдательный приговор в отношении него оставить без изменения.

Допрошенный на судебном заседании в суде первой инстанции свидетель Ш.С. рассказал, что в настоящее время нигде не работает, знаком с обвиняемым Манасом. Примерно в мае 2019 года к нему пришел его знакомый Ж.О., который занимался в то время перевозкой товаров через КПП «Ак-Тилек-автодорожный» и сказал, что на данный момент там стоят сотрудники Центрального аппарата ГСБЭП и никого не пропускают, есть ли у него знакомые, руководителя зовут А. Так как он ранее был знаком с Манасом, встретился с ним, где Манас подтвердил, что, действительно, там стоят его сотрудники. Также спросил, может ли он помочь, на что Манас отказал. Через некоторое время Жениш вновь обратился к нему и сказал, что недавно назначили руководителя районного отдела ГСБЭП и теперь там стоят сотрудники районного отдела и может ли помочь Манас. Они снова пришли к Манасу, но он сказал, что не может дать им команду. Тогда они решили поехать к начальнику УГСБЭП по Иссык-Атинскому и Аламединскому районам У.Б.. На встрече с Б.Ж. сказал, что они хотят завести муку, но Б. по муке отказал, тогда Жениш сказал, что есть и другие товары народного потребления, ткани, продукты. Тогда Улан сказал, чтобы они встретились с его сотрудниками. Но в последующем с ними он не встречался, с ними разговаривал Жениш. Через некоторое время он встретился в Манасом и сказал ему, почему бы и нам не поработать, там и другие ребята работают. Так, с конца июня 2019 года он стал работать с Манасом и при его поддержке провозить товары через КПП «Ак-Тилек-автодорожный». Деньги он получал от Жениша и А.И. по 1100-1200 долларов за каждую грузовую машину. Из этих денег они давали сотрудникам Пограничной службы (5000 сомов), налоговой службы (от 200 до 300 долларов), ООБДД (500 сомов), АКС (100 долларов), ГСБЭП (от 400 до 500 долларов), и весогабаритного контроля (от 1 000 до 2 000 сомов), а то что оставалось, они брали себе. Работали не каждый день, по мере поступления, в сентябре с Манасом почти не работали, Манас сказал, что не сможет помочь никак. В то же время, сотрудник АКС по имени Нурболот сказал, что их структура дала добро на них, поэтому теперь все будут к ним приходить. После этого, все ТНП начали проходить через них, а он решал через Нурболота, он только помогал с АКС. Примерно 23-24 сентября того года его супруга попросила его помочь подруге, в связи с тем, что в ГСБЭП имелось в отношении нее дело и они оказывали на нее давление, до этого он уже встречался с ним по этому вопросу. Затем он встретился с Манасом возле его работы, объяснил ему ситуацию, спросил его сможет ли он помочь. Поговорили, попрощались, он отошел примерно на 15 метров от Манаса, затем увидел двух мужчин, идущих к нему на встречу, они поздоровались с ним и задержали, а другие сотрудники задержали Манаса, и начали проводить обыск, но при нем нашли только телефон и ключи. У него с собой были наличными 1 000 долларов и несколько тысяч сомов, которые изъяли. Эти деньги были его личными и предназначались для собственных нужд.

Со слов Ш., в ГКНБ начальник сказал, что он хотел дать взятку Манасу, но в то время они уже не работали и у них никаких контактов не было, далее его заключили под стражу. Ранее с Манасом он встречался 8-9 раз, 5-6 раз передавал деньги. Общая сумма составляет около 10-15 тыс. долларов, деньги передавал рядом с домом, возле его работы, один раз встречались на Южной магистрали.

Ш. сообщил, что за стандартную грузовую машину давал 400 долларов, за тандем 500 долларов. При его участии и Манса были ввезены 30-35 грузовых автомашин, О. с Манасом не разговаривал, в машинах была ткань, ТНП. Кроме них, на границе работали и другие (конкуренты). С территориальным подразделением ГСБЭП договаривался О., он договаривался только с Манасом и сотрудником АКС. В первый день задержания сотрудники ГКНБ ему сказали, что если он все расскажет, то на следующий день его выпустят. Но, после того как он все рассказал, его не отпустили и просили посидеть неделю, после санкции сказали, что сейчас отпустить не могут, якобы на него могут оказать давление, просили потерпеть пару недель. После того как он просидел в заключении месяц, но его так и не выпустили, он подумал, что его обманули и отказался от ранее данных показаний, о чем написал следователю заявление. В это время сотрудники ГКНБ дали его жене 2500 долларов в качестве материальной помощи, позже она написала заявление в Военную прокуратуру. В итоге он находился под стражей с сентября 2019 года по июль 2020 года, отпустили только после того, как заключил соглашение о сотрудничестве со следствием. На КПП работал с июля по конец августа 2019 года, и параллельно работали с территориальным управлением ГСБЭП. С сентября работали только с территориальным управлением. В сентябре вел переговоры только с сотрудником АКС за 100 долларов, а с ГСБЭП они решали сами. О том, что Нурболот был внедрен, не знал, но знал, что он работает в АКС, о том, что он производил видео запись, тоже не знал. Он прикрывался именем Манаса, так как хозяева грузов сказали, что с ГСБЭП решат сами и просили его решить с АКС, поэтому он говорил сотруднику АКС Н., что вопросы решены. Это было в сентябре 2019 года. Следствие предполагало, что он решал вопросы с Манасом и придет на встречу с ним с большой суммой денег. В ходе следствия они установили, что Манас не имеет к этим машинам отношения.

По словам Ш., действительно, отправлял Манасу сообщения с номерами машин конкурентов. Со стороны сотрудников ГКНБ давления, пыток, уговоров не было.

Допрошенный в судебном заседании в суде первой инстанции свидетель С.Н. рассказал, что в настоящее время работает оперуполномоченным в ГКНБ, а в 2019 году работал внештатным сотрудником АКС ГКНБ. Был внедрен на границу якобы следить за контрабандой ГСМ. Выезжал туда с нагрудной камерой и фиксировал все происходящее, затем передавал материалы оперуполномоченному А.. Там он познакомился с сотрудниками налоговой службы, ГСБЭП, Пограничной службы, весогабаритного контроля и ГАИ. Там же познакомился с «мандерами» («толкачами»), они договаривались с контролирующими службами, давали им отметки за ввоз контрабанды. Познакомился с Сапар байке и Женишем, они работали «толкачами» на границе, были и другие толкачи, их звали Бек и Максат, они отвечали за основной груз. Ими было выявлено, что Ж.О. открыл на свое имя фирму, которая имела право завозить товары, и он оформлял на нее грузовые машины с товарами, которые не мог договориться. Товары принадлежали гражданам, которые через фирму заказывали ТМЦ. При въезде товара на территорию Кыргызской Республики хозяин груза обязан оформить все как положено и заплатить 12% налога, но они избегали уплату налога и товары не оформляли. И.А. был монополистом по ввозу ткани, он отправлял машины через Сапар байке и Жениша, а некоторые машины через Бека и Максата. Так как он оказался земляком с Сапар байке, он ему доверял и все рассказывал. Сапар байке говорил, что работает с помощником заместителя председателя ГСБЭП, то есть помощником С.Т. Манаса он ранее не видел, как Сапар байке встречался с Манасом, тоже не видел. Сапар байке отвечал за Финпол, а Жениш за другие службы. Толкачи сами к ним подходили и говорили в чем нарушение по ситуации, например, перевес либо еще что-то. Говорили, что договорились с Финполом, налоговой, и если он разрешит, то груз заедет. Работа на границе в основном шла в ночное время, с 10 часов вечера до 5 утра, при нем было удостоверение сотрудника ГКНБ, за каждую машину он получал по 100 долларов. Для того, чтобы узнать, кто именно «крышует» Сапар байке из Финполиции, они перекрыли другие каналы, чтобы грузы проходили только через Сапар байке. Сапар байке говорил, что некоторые грузы решал с Центральным аппаратом, а некоторые с районным управлением. Только после задержания Манаса узнали, что он является заместителем начальника управления, хотя до этого Сапар байке говорил, что он работает помощником заместителя председателя. Сапар байке ранее работал на хороших должностях и имел хорошие связи, был знаком с многими людьми, говорил, что состоит в близких отношениях с С.Т. и что через его помощника решает вопросы. Ставили за Сапар байке слежку, в сентябре он говорил, что решил с Центральным аппаратом Финпола, потом он спросил, встречался ли он с Манасом. Сапар байке сказал, что встречался и все решил.

Затем он позвонил в 7-е управление и спросил у них, действительно ли Сапар байке встречался с Манасом, но там сказали, что встречи не было.

Допрошенный в судебном заседании в суде первой инстанции свидетель И.А. рассказал, что работает частным предпринимателем. С Манасом не знаком и видел его в первый раз на следствии. Занимался ранее логистикой, то есть перевозкой и доставкой грузов. Так как прохождение через границу создавало определенные трудности, он давал деньги Женишу и Бердибеку от 1 000 до 1 200 долларов за прохождение грузов без задержек и регистрации. С С. не знаком, с ним его познакомил Жениш, сказал, что у него есть большие связи. Так они проработали около двух месяцев, а затем их всех задержали. Деньги они оставляли в обменном пункте, кому и сколько денег они давали не знает. Через Жениша 15-17 машин отправил, в общей сложности было около 25-30 машин. В машинах были ткань, хозтовары, продукты, строительные материалы.

Допрошенный в судебном заседании в суде первой инстанции свидетель С.Ч. рассказал, что в мае 2019 года сотрудники АКС ГКНБ Кыргызской Республики попросили его поработать с братом на границе. Он согласился и начал работать, они прикрывались тем, что якобы контролируют ГСМ и добывали информацию. Его задача была записывать номера машин и их количество, сблизиться с людьми на границе. На КПП был расположен контейнер, с правой стороны которого сидели сотрудники Министерства транспорта (весовщики), а слева сидели сотрудники налоговой службы.

На улице стояли сотрудники ГАИ. Было установлено, что некоторые грузовые машины проходили официально через весы, а машины «толкачей» проходили минуявесы, якобы они пустые. Точное количество машин сказать не может, но они проезжали почти каждый день. Толкачи давали сотрудникам налоговой службы за ТНП от 150 до 200 долларов, а за обычный груз 5 тыс. сомов, сотрудникам Финпола 500-600 долларов, пограничникам от 1 000 до 3 000 сомов, ставка зависела от груза. Машина проезжала пограничную службу и ждала на обочине, затем толкачи подходили к сотрудникам Финпола, затем налоговой службы, Минтранса, а затем уже к ним. Там же познакомился с Сапар байке и Женишем, они работали толкачами, то что у них есть крыша с Центрального аппарата они не скрывали, говорили его имя, но фамилию не озвучивали. На объездной есть кафе «Шар» сотрудники налоговой собирались там после смены и делили деньги, а сотрудники Минтранса повернули камеру в помещении и там делили деньги после смены. На КПП Манаса не видел, сотрудники Центрального аппарата стояли только в мае, так как в Иссык-Атинском управлении не было начальника.

Рассмотрев материалы дела, Бишкекский городской суд установил, что предъявленное обвинение органами следствия в якобы получении денежных средств Манасом основывается лишь на данных в ходе следствия показаниях Ш.С., из показаний которого следует, что он просил Манаса оказать содействие в беспрепятственном проезде грузовых автомашин через КПП «Ак-Тилек-автодорожный», на что Манас согласился и Ш. неоднократно передавал ему денежные средства.

Однако, никаких других доказательств, изобличающих вину Манаса, суду не представлено, в связи с чем, судебная коллегия, не находит юридических оснований для признания Манаса виновным в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающие угрозу интересам общества или государства.

Более того, ни в ходе следствия, ни в ходе судебного разбирательства дела не представлено ни прямых, ни косвенных доказательств вины обвиняемого Манаса в коррупции, кроме противоречивых показаний свидетелей Ш.С. и Б.У.

Кроме указанных свидетелей, в судебном заседании в суде первой инстанции были допрошены свидетели стороны обвинения С.Н., С.Ч., А.С., Ж.У., А.А., К.У., Б.у.Б., К.Н., У.Р., И.А., Т.З.

Так, свидетели К.Н., А.А., А.С., Ж.У., У.Б. и К.У. показали, что работали в Государственной налоговой службе и за денежные вознаграждения пропускали грузовые автомашины без регистрации и начисления налогов. С Манасом ранее не были знакомы, видят его впервые. В ходе следствия заключили соглашения о сотрудничестве и далее были осуждены.

Свидетели С.Н. и С.Ч. показали, что были внедрены на границу сотрудниками ГКНБ для раскрытия коррупционной схемы на границе. Манаса на границе не видели,

Ш.С. говорил, что решает вопросы с помощником заместителя председателя ГСБЭП и встречался с ним, но фактически встречи не было. Только в день задержания узнали, что Ш. разговаривал с Манасом.

Также были допрошены водители грузовых автомашин, занимающихся грузоперевозками, часть из которых показала, что заезжала на территорию республики с грузами законно, на основании грузосопроводительных документов. Некоторые водители признали тот факт, что въезжали на территорию страны без регистрации с помощью так называемых «толкачей». Ни один водитель Манаса на границе не видел.

Доводы обвинения о необходимости вынесения обвинительного приговора в отношении Манаса судебная коллегия, находит необоснованными, поскольку суд постановляет обвинительный приговор при условии, что виновность обвиняемого подтверждена совокупностью исследованных судом в судебном заседании доказательств.

Таких доказательств органами следствия не добыто и стороной обвинения не представлено, тогда как в соответствии с требованиями ст.295 УПК Кыргызской Республики прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение и представляет доказательства о виновности обвиняемого. Однако, со стороны государственного обвинителя доказательств, бесспорно изобличающих вину обвиняемого Манаса в инкриминируемом деянии не представлено.

В связи с чем, судебная коллегия, считает, что суд первой инстанции правильно пришел к бесспорному выводу о том, что вина Манаса в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 319 Уголовного кодекса, не доказана и не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства ни показаниями потерпевшей стороны, ни показаниями свидетелей, ни материалами уголовного дела.

В итоге судебная коллегия по уголовным делам и делам о правонарушениях Бишкекского городского суда 20 сентября 2023 года приговор Первомайского районного суда от 24 мая 2023 года в отношении Манаса оставилв без изменения.

Апелляционное представление старшего помощника прокурора Первомайского районного суда города Бишкек А.М. оставлено без удовлетворения.

Приговор может быть обжалован в Верховном суде в порядке кассации.

Related posts

ГКНБ: По факту коррупции задержан директор бишкекской школы №61 Низовский

admin

Садыр Жапаров: «Ваш выбор на выборах местных кенешей определит состав Народного Курултая»

admin

Акжол Махмудов — самый доминирующий борец 2023 года

admin

Комментарий