Председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров одобрил проект Региональной стратегии адаптации к изменению климата в Центральной Азии.
Как говорится в распоряжении Кабмина от 24 января 2024 года № 18-р, Министерству иностранных дел КР поручено направить германской стороне ноту об одобрении кыргызской стороной проекта стратегии.
Министерство водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство энергетики, Министерство экономики и коммерции, Национальная академия наук будут по итогам каждого квартала представлять в Минприроды информацию о ходе исполнения стратегии.
В свою очередь, Минприроды по итогам каждого квартала будет представлять в Администрацию президента и МИД обобщенную информацию о ходе исполнения стратегии.
Региональная стратегия по адаптации к изменению климата в Центральной Азии
Глоссарий
С5+1 | — | региональная дипломатическая платформа Правительства Соединенных Штатов «плюс» Правительств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан |
GIZ | — | Германское общество по международному сотрудничеству |
IKI | — | Международная климатическая инициатива |
АБР | — | Азиатский банк развития |
АФ | — | Адаптационный фонд |
ВБ | — | Всемирный банк |
ВМО | — | Всемирная метеорологическая организация |
ГЭС | — | гидроэлектростанция |
ГЭФ | — | Глобальный экологический фонд |
ЕАБР | — | Евразийский банк развития |
ЕБРР | — | Европейский банк реконструкции и развития |
ЕИБ | — | Европейский инвестиционный банк |
ЕС | — | Европейский союз |
ЗКФ | — | Зеленый климатический фонд |
ИБР | — | Исламский банк развития |
КС | — | Конференция сторон РКИК ООН |
МГЭИК | — | Межправительственная группа экспертов по изменению климата |
МИД | — | Министерство иностранных дел |
МКУР | — | Межгосударственная комиссия по устойчивому развитию стран Центральной Азии |
МФСА | — | Международный фонд спасения Арала |
МФУ | — | международных финансовых учреждений |
НПО | — | неправительственные организации |
ОНУВ | — | Определяемый на национальном уровне вклад в ПС РКИК ООН |
ООН | — | Организация объединенных Наций |
ПБАМ | — | Программы бассейна Аральского моря |
ПС | — | Парижское соглашение РКИК ООН |
РКИК ООН | — | Рамочная конвенция ООН об изменении климата |
РПООСУР ЦА | — | Региональная программа по охране окружающей среды для устойчивого развития стран Центральной Азии |
РРГ | — | Региональная рабочая группа |
РЭЦ ЦА | — | Региональный экологический центр Центральной Азии |
ЦА | — | Центральная Азия |
ЦУР | — | Цели в области устойчивого развития |
1. Введение
1.1. Региональный контекст воздействия изменения климата и необходимость адаптации
Регион «Центральная Азия» расположен в центре Евразийского континента и включает 5 стран: Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Таджикистан, Туркменистан и Республику Узбекистан (рисунок 1).
Рисунок 1. Географическое расположение Центральной Азии
В Центральной Азии изменение климата характеризуется повышением средних температур, изменением уровня осадков и сдвигов экстремальных климатических факторов. Увеличение температуры в регионе происходило неравномерно (таблица 1). Наиболее высокие темпы повышения средней годовой температуры воздуха отмечены на территории Туркменистана. На большей части территории стран Центральной Азии самыми высокими темпами температура повышается в весенний период.
Таблица 1. Скорость роста (коэффициент линейного тренда, /10 лет) средних сезонных температур по территориям стран Центральной Азии за период 1976-2022 гг.(1)
Страна | Год | Зима | Весна | Лето | Осень |
Республика Казахстан | 0,33 | 0,26 | 0,65 | 0,22 | 0,23 |
Кыргызская Республика | 0,25 | 0,27 | 0,48 | 0,13 | 0,12 |
Республика Таджикистан | 0,20 | 0,19 | 0,35 | 0,07 | 0,09 |
Туркменистан | 0,38 | 0,47 | 0,48 | 0,38 | 0,24 |
Республика Узбекистан | 0,34 | 0,39 | 0,58 | 0,31 | 0,15 |
Повышение экстремальных максимальных температур создает угрозу здоровью населения, природным экосистемам, сельскому и водному хозяйству и инфраструктуре. Изменение внутригодового распределения осадков в сочетании с увеличением продолжительности засухи в настоящее время снижает влагозапасы, увеличивает спрос и приводит к увеличению дефицита воды.
Дополнительные антропогенные факторы, специфические для Центральной Азии, становятся причиной наблюдаемых изменений как температуры, так и осадков в регионе. К таким факторам относятся высыхание Аральского моря и усиление ветровой эрозии поверхности высохшего дна, которые являются одними из существенных антропогенных причин местных климатических изменений. Другими специфическими факторами изменения климата в регионе являются состояние ледников и снежных покровов, рост опустынивания. Темпы сокращения объема ледников в Центральной Азии составляют 0,2-1% в год. За последние 50-60 лет растаяло от 14 до 30% ледников Тянь-Шаня и Памира. Отмечается повсеместное отступание ледников: мелкие ледники исчезают, а крупные распадаются. За весь период наблюдений, начиная с 1930 г., общая площадь оледенения Памиро-Алая сократилась примерно на одну треть(2).
В долгосрочной перспективе уязвимость к изменению климата всех пяти стран Центральной Азии значительно повышается. В течение XXI века ожидается сохранение опережающих темпов увеличения температуры по сравнению с глобальными значениями. К 2100 г. средняя годовая температура может увеличиться на 2,6% (рост до 3,3 ºС в летний период) по сравнению с доиндустриальным уровнем в наиболее оптимистичном и на 6,8 ºС (до 8,7 ºС в летний период) в наиболее пессимистичном из четырех сценариев, используемых сегодня в мире при моделировании глобальных климатических изменений(3). Во многих стандартных сценариях глобальных изменений климата среднегодовое количество осадков в Центральной Азии будет увеличиваться в среднем на 14,4% (от 9,6 до 21,3%) в наиболее пессимистичных сценариях SSP3-7,0 и SSP5-8,5. В двух других сценариях ожидается более скромное увеличение средней температуры и, соответственно, количества осадков(4).
Одновременно с повышением температуры на большей части территории Центральной Азии и увеличением среднегодовых осадков ожидается усиление межгодовой изменчивости стока и изменение его внутригодового распределения по сравнению с текущей ситуацией. Можно ожидать роста повторяемости и усиления интенсивности засух, а также усиления процессов опустынивания(5). Интенсивное таяние ледников и изменение стока рек, усугубляя многие водно-экологические проблемы, могут оказать дестабилизирующее воздействие на продовольственную безопасность и водоснабжение населения качественной питьевой водой и на режим работы ГЭС.
Последствия изменения климата уже приводят к постоянно растущим человеческим, финансовым и экологическим потерям, негативно влияют на продовольственную безопасность, уровень бедности и сдерживают устойчивое развитие стран Центральной Азии. Исследования показывают(6) значительный рост за последние 20 лет (по сравнению со средними показателями) экономических потерь от большинства типов бедствий: ущерб от засух увеличился на 63%, от наводнений — на 23%, а от оползней — на 147%.
Согласно докладу Рабочей группы II МГЭИК в рамках Шестого оценочного доклада, мир столкнется с серьезными климатическими рисками до конца этого века даже при сценариях с низким уровнем выбросов (рисунок 2).
Рисунок 2. Проекции глобальных сценариев изменения климата
Изменение климата представляет серьезную угрозу для региона Центральной Азии, ухудшая социально-экономическое развитие и усугубляя экологическую обстановку в регионе, что особенно негативно отражается на водных и земельных ресурсах. Географические особенности, такие как нехватка воды, опасности засухи и деградация земель, усугубляются под воздействием изменения климата и повышают факторы уязвимости. Поэтому амбициозные действия по адаптации к изменению климата имеют первостепенное значение, наряду с активными усилиями по смягчению последствий. Адаптация является ключевым компонентом долгосрочного глобального реагирования на изменение климата в целях защиты людей, инфраструктуры, средств к существованию и экосистем. Вместе с тем меры по адаптации к изменению климата необходимо рассматривать, в том числе, через призму решения вопросов продовольственной безопасности и борьбы с бедностью.
Заблаговременные действия в рамках адаптации к изменению климата принесут заметную экономическую выгоду и позволят свести к минимуму угрозы в отношении экосистем, жизни и здоровья человека, экономического развития и объектов инфраструктуры. Оценка экономической эффективности адаптационных действий(7) показала, что общая норма окупаемости инвестиций в повышение климатической устойчивости очень высока и соотношение затрат и выгод колеблется в пропорциях от 1:2 до 1:10. Дополнительно, только повышение качества метеорологических прогнозов и усиление систем раннего оповещения может ежегодно спасать жизнь порядка 23000 человек(8) в мире.
1.2. Необходимость разработки региональной стратегии по адаптации к изменению климата
На национальном уровне в странах Центральной Азии продолжаются процессы по разработке стратегических документов и планированию адаптационных действий. Многие страны уже разработали стратегии адаптации к изменению климата и в настоящее время, при поддержке Зеленого климатического фонда, разрабатывают Национальные планы адаптации. Кроме того, разработаны определяемые на национальном уровне вклады (ОНУВ) по Парижскому Соглашению РКИК ООН, уделяющие значительное внимание адаптации к изменению климата.
Однако более широкий учет воздействий, связанных с изменением климата, требует адаптационных действий на региональном уровне, реализованных для всех стран Центральной Азии. Для адаптации к рискам изменения климата в центральноазиатском регионе важное значение имеет сотрудничество на региональном уровне с целью оптимизации использования национального потенциала и обеспечения совместной деятельности. Особенно в части водных и энергетических ресурсов, экосистем, которые могут пересекать границы стран, а климатические воздействия и их источники географически могут находиться далеко друг от друга.
Региональный подход стратегического планирования климатических действий создает благоприятные условия для межгосударственного сотрудничества в области обмена знаниями, принятия решений, мобилизации финансирования и реализации адаптационных действий, которых страны не могли бы достичь каждая в отдельности.
1.3. Региональное сотрудничество в области адаптации к изменению климата
Страны Центральной Азии планомерно развивают сотрудничество и продвигаются вперед в региональных процессах и формировании политики по преодолению климатического кризиса. Так, в совместных заявлениях Конференции Инициативы Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия «Зеленая Центральная Азия»(9) (2020 г.), Министерской встречи по вопросам климата группы стран «С5+1» (2021 г.) и др. была подчеркнута не только необходимость реализации адаптационных действий, но и отмечено, что ускорение действий по решению проблемы изменения климата может стать двигателем экономического роста.
На четвертой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии(10) (2022 г.) была продемонстрирована общая позиция лидеров Центральной Азии по расширению сотрудничества в области экологии и борьбы с изменением климата. В совместном Заявлении главы государств Центральной Азии отметили важность дальнейшего укрепления регионального взаимодействия по вопросам смягчения последствий изменения климата и адаптации к нему, борьбы с опустыниванием, рационального использования водно-энергетических ресурсов, обеспечения чистой питьевой водой, охраны окружающей среды, экологии, сохранения биоразнообразия и ледников, продвижения проектов и программ в указанных сферах.
В целях реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения на встрече была принята Региональная программа «Зеленая повестка» для Центральной Азии, в которой выражены политические намерения расширять взаимовыгодное двустороннее и региональное сотрудничество для обеспечения «зеленого» экономического роста и устойчивого развития в регионе путем реализации совместных проектов, трансферта технологий и обмена знаниями в данной сфере.
Разработка Региональной стратегии по адаптации к изменению климата в Центральной Азии является логическим продолжением региональных процессов и достигнутых договоренностей.
2. Цель и задачи региональной стратегии
Региональная стратегия по адаптации к изменению климата в Центральной Азии (далее — Стратегия), представляет собой «рамочный» стратегический документ с временными рамками планирования, совпадающими с горизонтом достижения Целей в области устойчивого развития до 2030 года.
Долгосрочное видение Стратегии заключается в том, что к 2030 году страны Центральной Азии повысят климатическую устойчивость и минимизируют уязвимость к климатическим воздействиям в соответствии с Парижским соглашением за счет подхода совместных действий «вместе лучше».
Исходя из долгосрочного видения, общей Целью региональной стратегии до 2030 года является разработка механизма взаимодействия стран Центральной Азии для преодоления негативных последствий изменения климата и реализации адаптационных мер.
Реализация большинства мер по адаптации к изменению климата будет осуществляться на национальном уровне, с региональной гармонизацией подходов/методологий, совместной мобилизацией ресурсов и т.д. Исходя из этого ключевого понимания, достижение Цели региональной стратегии будет достигаться через выполнение 4-х стратегических задач:
Стратегическая задача 1. Усиление региональной координации по адаптации к изменению климата
В рамках первой задачи основная деятельность будет направлена на создание и поддержку функционирования региональных механизмов координации совместной деятельности, включая поддержку участия, формирование единых позиций на международных переговорах и процессах. Будет оказана поддержка в развитии потенциала национальных органов власти и региональных институтов для управления и поддержки процессов адаптации к изменению климата с учетом лучших практик и передового опыта.
Стратегическая задача 2. Создание механизмов по разработке и реализации адаптационных проектов/программ и привлечения финансирования
В рамках данной задачи основная деятельность будет сконцентрирована на идентификации и использовании совместных возможностей для разработки адаптационных проектов, включая мобилизацию ресурсов для их осуществления из различных источников — климатические механизмы и фонды, партнеры по развитию, международные банки, частный сектор, бюджеты стран-участниц и т.д.
Стратегическая задача 3. Повышение адаптационного потенциала через накопление, обмен знаниями и научное сотрудничество
В рамках данной задачи основная деятельность будет направлена на создание благоприятных условий для трансграничного сотрудничества в области знаний, принятие решений, улучшающих понимание вопросов изменения климата, и поддержание процессов финансирования и реализации действий в сфере адаптации к изменению климата, которых страны не могли бы достичь каждая в отдельности. Акцент будет сделан как на генерации новых знаний, совместной разработке учебных материалов и обучении ключевых партнеров по единым методикам, так и обеспечении устойчивости уже созданных региональных механизмов накопления и обмена знаниями, таких как «Информационный портал по изменению климата в Центральной Азии»(11), «Центр климатической прозрачности», «Климатическая шкатулка»(12) и др.
Стратегическая задача 4. Развитие систем климатического мониторинга, обмена информацией и прогнозирования
В рамках данной задачи деятельность будет сконцентрирована как на расширении сетей климатического мониторинга, так и на повышении совместного потенциала по оценке воздействия и прогнозирования изменения климата, включая разработку и адаптацию региональных моделей.
3. Стратегический подход и приоритетные сферы
3.1. Стратегический подход
Стратегический подход к реализации региональной деятельности основан на начальной гармонизации адаптационных действий по двум направлениям:
— гармонизация политики, планов, законов и нормативных актов, связанных с оценкой уязвимости и адаптацией к изменению климата между странами;
— гармонизация секторальных адаптационных методологий и действий с учетом единых подходов и межсекторальных связей. Начальным этапом гармонизации может стать совместное повышение потенциала в сферах анализа гидрометеорологических данных и статистического анализа сценариев изменения климата.
3.2. Приоритетные сферы и связь с Целями устойчивого развития
Следуя стратегическим целям на региональном уровне, приоритетными сферами реализации адаптационных действий будет создание благоприятных условий в национальных наиболее уязвимых областях:
— Водные ресурсы
— Энергетика
— Сельское хозяйство и землепользование
— Здравоохранение
— Природные экосистемы и биоразнообразие
— «Климатозависимые» стихийные бедствия
В рамках достижения Целей в области устойчивого развития страны гражданское общество и международные институты на период до 2030 года приняли на себя обязательства по выполнению целого спектра задач — от сокращения показателей крайней бедности до обеспечения экологической устойчивости и всеобщего образования, сокращения детской смертности и обеспечения гендерного равенства. Несмотря на то, что адаптационная деятельность напрямую способствует достижению ЦУР 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями», ее нужно рассматривать как часть стратегии по усилению и закреплению достижений стран в осуществлении всех других ЦУР.
4. Реализация региональной стратегии, возможности и риски
4.1. Реализация стратегии
Четыре направления реализации определены как широкие категории для выполнения региональной стратегии. Эти направления относятся к четырем стратегическим целям и соответствуют основным положениям национальных документов по адаптации к изменению климата:
1) Развитие межсекторального потенциала в области оценки рисков изменения климата, уязвимости и процессов адаптации с использованием регионального потенциала. Данная ключевая область подразумевает под собой создание баз знаний для лучшего понимания различных процессов, их потребностей и пробелов, а также для изучения возможностей. Для этого потребуется анализ ранее реализованной деятельности, и проведение ряда оценок, связанных с изменением климата в регионе по основным приоритетным областям, таким как Водные ресурсы, Энергетика, Сельское хозяйство и землепользование, Здравоохранение, Природные экосистемы и биоразнообразие и «Климатозависимые» стихийные бедствия.
2) Повышение потенциала и сотрудничество в области прогнозирования уязвимости к изменению климата. Данная деятельность направлена на создание дополнительной технической базы знаний с целью прогнозирования (напр., посредством моделирования климата, анализа рисков, пороговых значений использования и добычи природных ресурсов).
3) Обеспечение доступности необходимых данных для проведения оценок по адаптации к изменению климата на региональном уровне, а также обмен знаниями.
4) Объединение и развитие образовательного и научного потенциала региона. Данное направление является оптимизацией вклада в адаптацию к изменению климата путем выявления пробелов и возможностей общего образовательного и научного потенциала региона. Значимость данной деятельности не ограничивается краткосрочным повышением квалификации, а предполагает долгосрочный обмен и развитие образовательного, научного, студенческого и экспертного опыта.
4.2. Препятствия, риски и преимущества
Проблемы можно рассматривать с точки зрения (1) препятствий и (2) рисков, где препятствия — это то, что создает барьеры или трудности для реализации решений. Риски — это то, что может в будущем повлечь расходы за действия, предпринятые сегодня. С другой стороны, преимущества — это выгоды в будущем за своевременное решение вопросов в области изменения климата с помощью адаптационных мер. Основные препятствия, риски и преимущества перечислены ниже:
Препятствия:
— Большинство решений не может включать вопросы изменения климата из-за отсутствия фактических данных и знаний по влиянию на них изменения климата.
— В дополнение к пробелам в знаниях и временным предпочтениям, препятствия создаются также разобщенной ответственностью, слабым институциональным сотрудничеством и нехваткой ресурсов.
— Отсутствует понимание межсекторального характера рисков изменения климата, уязвимостей и возможностей адаптации.
— Слабая готовность к финансированию на национальном уровне.
— Количество, качество и доступ к существующим данным и информации о природных ресурсах низкие.
— Новым технологиям прогнозирования, включая климатическую информацию и наблюдения Земли, не хватает потенциала и инвестиций.
— Низкий общий образовательный и научный потенциал по адаптации к изменению климата.
Риски:
— Недостаточная оценка и понимание климатических рисков в контексте Центральной Азии.
— Бездействие, со временем, увеличивает стоимость адаптационных мер.
— Низкая эффективность адаптационных мер ввиду недостаточного участия государственного сектора и гражданского общества.
Преимущества:
— Экономические выгоды, снижение будущих затрат и новые возможности для трудоустройства при согласованной подготовке адаптационных мер.
— Усиление интереса частного сектора к реализации адаптационных мер при представлении государственных стимулов.
— Улучшение социально-экологической среды, экономический доход и предотвращение убытков — являются элементами тройной выгоды от адаптационных действий.
— Результаты от фактического финансирования реализации адаптационных действий могут проявляться в течение более длительных периодов. Поскольку изменение климата является долгосрочным процессом, его последствия могут проявляться через определенное время, но стратегические решения об инвестициях нужно принимать уже сейчас.
5. Обзор перспектив финансирования
Реализация Региональной стратегии будет основана на использовании как региональных, национальных, так и международных источников финансирования, технической и технологической помощи и потребует мобилизации значительных финансовых, научно-технологических, трудовых и других ресурсов. Процесс формирования финансовых потоков в сфере адаптации неразрывно связан с процессом инвестирования и накопления капитала в экономике. Поэтому речь не идет о создании принципиально иных источников финансирования, а о дополнительных критериях и стимулах, появляющихся в результате регионального сотрудничества. К таким источникам относятся ресурсы, предусмотренные для осуществления региональных программ, затраты секторальных государственных органов, инвестиции частных компаний, международная донорская помощь и т.д.
Учет климатических рисков должен стать дополнительным элементом механизма принятия решения о расходовании средств в государственном и частном секторах. Одним из инструментов такого механизма являются методические и нормативные документы, которые необходимо привести в соответствие с задачами адаптации к изменению климата.
Для эффективного решения проблемы адаптации к изменению климата необходимы региональные механизмы координации, привлечение внешних инвестиций и совместные международные переговоры, запланированные в рамках реализации первой стратегической задачи. В рамках РКИК ООН созданы несколько специализированных механизмов для финансирования адаптационной деятельности, которые являются основой для привлечения странами специального климатического финансирования, к ним относятся Зеленый климатический фонд, Адаптационный фонд, Глобальный экологический фонд, и др. Приоритет должен уделяться региональным проектам, а также проведению переговоров для создания специальных программ/приоритета по поддержке реализации Региональной стратегии в рамках указанных механизмов.
Кроме того, важно также проведение переговоров и привлечение финансовых ресурсов международных финансовых учреждений (МФУ) и партнеров по развитию, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, агентства ООН, а также двусторонней и многосторонней помощи основных стран-доноров (Европейский союз, Германия, Китай и т.д.). Вместе с тем повышение адаптационного потенциала может быть достигнуто на основе передачи технологий и международного опыта, что запланировано в рамках выполнения стратегических задач 3 и 4.
В настоящее время большая часть региональной деятельности финансируется МФУ и партнерами по развитию. Однако Региональная стратегия предполагает развитие самостоятельных и, впоследствии, самодостаточных региональных механизмов финансирования, включая софинансирование, получаемое из бюджетов стран и частного сектора.
Таким образом, первоочередным элементом выполнения стратегии является оценка способности стран региона финансировать действия по адаптации к изменению климата. Затем, проведение оценок с помощью практики и исследований позволит выявить возможности и пробелы, для устранения которых необходимо привлечь МФУ и партнеров по развитию. Привлечение частного сектора к финансированию деятельности в области изменения климата послужит важной задачей, позволяющей задействовать региональный потенциал.
В рамках реализации Региональной Стратегии будут использованы следующие источники финансирования:
— Национальный финансовый потенциал стран ЦА;
— Глобальные климатические механизмы (Зеленый климатический фонд, Адаптационный фонд, Глобальный экологический фонд, Климатический инвестиционный фонд и т.д.);
— Ключевые партнеры по развитию, такие как ООН, ЕС, Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ), Международная климатическая инициатива (IKI);
— Международные финансовые учреждения (напр., ВБ, АБР, ЕИБ, ЕБРР, ИБР и другие банки развития).
Учитывая высокую мировую конкуренцию на международное финансирование поддержки адаптационных действий, региональный подход дает возможность получить более конкурентные преимущества. При этом разрабатываемые инвестиционные предложения должны включать детальное описание подходов к снижению климатических рисков и предотвращению ущербов, подкрепляться обоснованием и соответствовать основным критериям снижения уязвимости в приоритетных направлениях адаптации к изменению климата в странах ЦА, что заложено в рамках реализации второй стратегической задачи.
6. Мониторинг и оценка
Мониторинг и оценка являются важными компонентами реализации Стратегии. Это обеспечит прозрачность и инклюзивность в разработке и последующем осуществлении полной региональной стратегии со странами-участницами. Процесс мониторинга и оценки выполнения Региональной стратегии по адаптации к изменению климата в Центральной Азии состоит из двух частей:
— мониторинг достижения Цели Стратегии;
— мониторинг и оценка прогресса выполнения стратегических задач.
Для мониторинга достижения Цели Стратегии будет использована независимая оценка позиций каждой страны Центральной Азии в рейтинге адаптационных Индексов ND-GAIN(13) (Индекс климатической устойчивости ND-GAIN, Индекс уязвимости ND-GAIN и Индекс готовности ND-GAIN, Таблица 2, рисунок 3). Положительным будет считаться прогресс, когда каждая из 5-ти стран улучшит свою оценку в индексе.
Таблица 2. Позиция стран Центральной Азии в адаптационных Индексах ND-GAIN на 2022 г.
Страна | Позиция и значение Индекса ND-GAIN | ||
Климатической устойчивости | Уязвимости | Готовности | |
Республика Казахстан | 36 (59,8) | 22 (0,322) | 51 (0,518) |
Кыргызская Республика | 65 (53,3) | 28 (0,331) | 100 (0,396) |
Республика Таджикистан | 98 (47,6) | 55 (0,372) | 140 (0,325) |
Туркменистан | 117 (44,2) | 36 (0,349) | 183 (0,234) |
Республика Узбекистан | 72 (52,2) | 43 (0,364) | 97 (0,408) |
Рисунок 3. Позиция стран Центральной Азии в адаптационных Индексах ND-GAIN на 2022 г.
Мониторинг выполнения стратегических задач будет основан на оценке выполнения Плана действий, который будет разработан в рамках первого этапа реализации Стратегии и является основным инструментом оценки выполнения стратегических задач. Также мониторинг и оценка программы будут основываться на принципах широкого участия в процессе мониторинга и оценки всех участников и заинтересованных сторон, включая гражданское общество, государственные институты стран Центральной Азии, представленные в Региональной рабочей группе (РРГ) по реализации региональной стратегии. Рабочим органом РРГ будет Секретариат Стратегии, который занимается общей координацией реализации его решений и подготовкой материалов и предложений для проведения его заседаний. Секретариат, являясь рабочим органом Совета, будет осуществлять координацию деятельности РРГ и будет ответственен за проведение регулярного и качественного мониторинга реализации Стратегии на ежегодной основе.
Таблица 3. Матрица индикаторов мониторинга и оценки реализации Стратегии
№ | Задачи | Наименование индикатора | Конечные индикаторы или целевые показатели |
1 | Усиление региональной координации по адаптации к изменению климата | 1.1. Созданы РРГ по реализации стратегии и Секретариат | Протокольное решение о деятельности и задачах РРГ и секретариата, 1 заседание РРГ в год |
1.2. Проведены заседания РРГ и согласованы протокольные решения | |||
1.3. Подготовлены отчеты мониторинга и оценки реализации стратегии | Ежегодные отчеты мониторинга и оценки реализации стратегии | ||
2 | Создание механизмов по разработке и реализации адаптационных проектов/программ, и привлечения финансирования | 2.1. Проведены тренинги для государственных органов стран ЦА по взаимодействию с ЗКФ и другими финансовыми институтами | 1 региональный тренинг ежегодно |
2.2. Разработан и согласован План реализации Региональной стратегии по адаптации к изменению климата в Центральной Азии | План реализации Региональной стратегии по адаптации к изменению климата в Центральной Азии | ||
2.3. Поддержка национальных государственных органов по разработке климатических проектных заявок | Разработаны проекты климатических проектных заявок в рамках Плана реализации стратегии | ||
3 | Повышение адаптационного потенциала через накопление, обмен знаниями и научное сотрудничество | Разработка и реализация приоритетных проектов в рамках плана реализации Стратегии | Разработано и согласовано 3 региональных проектных предложения |
4 | Развитие систем климатического мониторинга, обмена информацией и прогнозирования | Разработка и реализация приоритетных проектов в рамках плана реализации Стратегии | Разработано и согласовано 3 региональных проектных предложения |
7. План реализации
Региональная стратегия по адаптации к изменению климата в Центральной Азии представляет собой рамочный стратегический документ, предусматривающий разработку регулярно обновляемых планов действий, уточняющих адаптационные действия. Планы действий, разделенные по четырем стратегическим задачам, разрабатываются на трехлетнюю перспективу и содержат как мероприятия, индикаторы мониторинга, бюджеты, так и ответственных исполнителей.
До того как будет разработан и утвержден первый План реализации Региональной стратегии по адаптации к изменению климата в Центральной Азии, в качестве начального Плана действий Региональной стратегии будет использован Региональный план действий для совместного политического диалога по вопросам климата, окружающей среды и безопасности» («Зеленая Центральная Азия»). В данном документе определены заинтересованные стороны и партнеры на национальном уровне, указаны сроки принятия различных мер до 2025 года.
На первоначальном этапе с целью формирования общих подходов реализации Стратегии предлагается реализовать ряд приоритетных проектов, и на основе результатов данных проектов план реализации Стратегии в дальнейшем будет развиваться, включая новые и дополнительные региональные инициативы в сфере адаптации к изменению климата.
Первоначальные проекты, предлагаемые в план реализации Стратегии:
Название | Вовлеченные страны | Период реализации |
Стратегическая задача 1. Усиление региональной координации по адаптации к изменению климата | ||
Повышение потенциала стран ЦА по национальному адаптационному планированию через усиление региональной координации по адаптации к изменению климата | Все страны ЦА | 4 года 2024-2027 |
Краткое описание: В каждой из стран ЦА, при поддержке ЗКФ, инициированы национальные процессы адаптационного планирования. Данный проект взаимодополняет национальные процессы стратегического планирования по адаптации к изменению климата и направлен на повышение их эффективности через поддержку регионального сотрудничества, обмен знаниями и лучшими стратегическими практиками. На региональном уровне процесс реализации Региональной стратегии происходит посредством поддержки функционирования Секретариата Стратегии стран Центральной Азии по адаптации к изменению климата (Central Asian Climate Adaptation Secretariat) на основе утвержденной Стратегии по адаптации к изменению климата в Центральной Азии. Деятельность включает: (1) поддержку функционирования рабочего Секретариата Стратегии, (2) организацию и проведение координационных мероприятий стран в рамках реализации Стратегии, (3) процессы мониторинга реализации Стратегии, (4) усиление регионального сотрудничества и позиционирования стран Центральной Азии в глобальных климатических процессах/переговорах. | ||
Стратегическая задача 2. Создание механизмов по разработке и реализации адаптационных проектов/программ и привлечения финансирования | ||
Повышение потенциала стран ЦА по привлечению климатического финансирования через региональное сотрудничество | Все страны ЦА | 3 года 2024-2027 |
Краткое описание: Проект направлен на формирование системы готовности и повышение потенциала стран ЦА по взаимодействию с ЗКФ и другими финансовыми институтами через улучшение понимания правил, процедур и региональных подходов, посредством проведения оценки источников климатического финансирования, доступных для стран ЦА (включая требования/условия), с выявлением основных направлений/возможностей повышения эффективности и объемов привлечения климатического финансирования странами за счет регионального сотрудничества с разработкой практической Дорожной карты. Данная деятельность включает также поддержку национальных государственных органов по разработке климатических проектных заявок | ||
Стратегическая задача 3. Повышение адаптационного потенциала через накопление, обмен знаниями и научное сотрудничество | ||
Усиление Информационного портала по изменению климата в Центральной Азии как единого центра накопления и обмена климатическими знаниями в Центральной Азии (Central Asian Climate Change Knowledge Hub) | Все страны ЦА | 4 года 2024-2027 |
Краткое описание: РЭЦ ЦА создал и обеспечивает функционирование Информационного портала по изменению климата в Центральной Азии (https://centralasiaclimateportal.org). Проект направлен на продвижение портала и оказание технической поддержки по расширению возможностей сбора, обработки и распространения климатических знаний | ||
Разработка методологий оценки уязвимости территорий и секторов экономики стран ЦА к изменению климата | Все страны ЦА | 4 года 2024-2027 |
Краткое описание: Проект направлен (1) на разработку унифицированных методологий оценки уязвимости территорий и секторов экономики к изменению климата, (2) практическое обучение специалистов в странах ЦА по практическому применению разработанных методологий (3), проведение региональной оценки уязвимости территорий и секторов экономики стран ЦА к изменению климата с продвижением результатов в 7-й оценочный отчет МГЭИК | ||
Улучшение понимания вопросов адаптации к изменению климата национальных государственных органов с учетом международного и регионального опыта | Все страны ЦА | 6 лет 2024-2030 |
Проект направлен на: (1) разработку унифицированных учебно-методологических материалов по вопросам адаптации к изменению климата с учетом международного и регионального опыта, (2) региональную деятельность по подготовке национальных тренеров, (3) проведение пилотных обучающих мероприятий в странах ЦА, (4) усиление сотрудничества университетов Центральной Азии для разработки учебно-методических материалов по вопросам адаптации к изменению климата | ||
Стратегическая задача 4. Развитие систем климатического мониторинга, обмена информацией и прогнозирования | ||
Расширение климатической наблюдательной сети стран Центральной Азии (при поддержке Всемирного банка и других партнеров по развитию) | Все страны ЦА | 5 лет 2024-2029 |
Краткое описание: Проект направлен на: (1) расширение и модернизацию наблюдательной метеорологической и гидрологической сети стран Центральной Азии, (2) внедрение наилучших доступных технологий климатического мониторинга в национальных уполномоченных органах, (3) создание региональной поверочной лаборатории для поверки средств измерений, в том числе датчиков с автоматических метеорологических станций | ||
Разработка региональных климатических моделей, применимых к территориям стран Центральной Азии | Все страны ЦА | 6 лет 2024-2030 |
Проект направлен на: (1) идентификацию глобальных климатических моделей (CMIP6), наиболее релевантных для оценки климатических трендов на территории каждой из стран, (2) разработку и адаптацию региональных климатических моделей (с учетом CMIP6), наилучшим образом отражающих климатические тренды на территории каждой из стран ЦА | ||
Региональное сотрудничество в проведении гляциологического мониторинга | Все страны ЦА | 6 лет 2024-2030 |
Проект направлен на: (1) повышение национального потенциала и материальной базы для проведения мониторинга ледников на территории стран ЦА, (2) поддержку сотрудничества и совместного гляциологического мониторинга стран ЦА, (3) проведение инвентаризации и разработку каталога ледников Центральной Азии | ||
Разработка и внедрение методик по расчету пороговых значений гидрометеорологических чрезвычайных ситуаций | Все страны ЦА | 3 года 2025-2027 |
Проект направлен на проведение совместных исследований и разработку унифицированной методики расчета пороговых значений гидрометеорологических чрезвычайных ситуаций |
Указанные проекты станут основой для разработки Плана реализации Региональной стратегии по адаптации к изменению климата в Центральной Азии. Список проектов будет постоянно расширяться за счет предложений стран и результатов совместных переговоров с партнерами по развитию.
8. Дальнейшие действия
8.1. Статус стратегии
Настоящая Региональная стратегия по адаптации к изменению климата в Центральной Азии требует согласования и принятия решений на высоком уровне для политической поддержки. Таким образом, соответствующий процесс принятия государственных решений предлагается осуществлять на национальном уровне.
8.2. Процесс согласования и принятия стратегии
Предварительный процесс согласования документа происходит на национальном уровне в каждой стране Министерствами иностранных дел (МИД) при поддержке национальной рабочей группы по региональной адаптации. Представители специализированных отраслевых министерств, ответственные за вопросы изменения климата и секторальные аспекты адаптации к изменению климата должны быть представлены в этих национальных рабочих группах, чтобы обновлять общую рамочную стратегию и управлять ее реализацией. Та же структура и процесс могут использоваться для поддержки национальных стратегий адаптации после разработки руководящего документа. Финальная версия документа будет принята представителями МИД стран на основании обмена официальными Нотами.
8.3. Механизм реализации стратегии
Для последующей поддержки координации и реализации Региональной стратегии по адаптации к изменению климата в Центральной Азии будет предложено на основе существующей Региональной рабочей группы по разработке региональной стратегии сформировать РРГ по реализации региональной стратегии. Учитывая, что данная рабочая группа включает в себя представителей основных уполномоченных государственных органов в сфере адаптации к изменению климата, это создает условия для налаживания сотрудничества в реализации Региональной стратегии, включающей в себя различные приоритетные сферы адаптации.
Подобная трансформация РРГ также позволяет сохранить институциональную память и упрощает налаживание межсекторальных связей как основу механизма взаимодействия стран и реализации региональных проектов в будущем. Деятельность РРГ будет поддержана посредством формирования Секретариата Стратегии стран Центральной Азии по адаптации к изменению климата на базе действующей региональной организации.
Деятельность Региональной рабочей группы и Секретариата Стратегии стран Центральной Азии по адаптации к изменению климата для решения стратегической задачи «Усиление региональной координации по адаптации к изменению климата» может быть поддержана путем реализации международного проекта в рамках общего плана реализации проекта данной Региональной стратегии.
(1) Сводное ежегодное сообщение о состоянии и изменении климата на территориях государств-участников СНГ за 2022 год, Межгосударственный совет по гидрометеорологии государств-участников СНГ, 2023 г.
(2) Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии, аналитический доклад. ЕАБР, 2022.
(3) Изменение климата 2021: Физическая научная основа. МГЭИК.
(4) Изменение климата 2021: Физическая научная основа. МГЭИК.
(5) Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии, аналитический доклад. ЕАБР, 2022.
(6) Состояние климата в Азии 2021, ВМО, 2022.
(7) Адаптироваться сейчас: глобальный призыв к лидерству в области адаптации к изменению климата Флагманский отчет, Глобальный центр адаптации, 2019 г.
(8) Отчет о пробелах в гидрометеорологии, 2021 г., ВМО и Альянс по развитию гидрометеорологии, 2021 г.
(9) Инициатива Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия «Зеленая Центральная Азия», https://greencentralasia.org.
(10) Официальное сообщение Министерства иностранных дел Кыргызской Республики по четвертой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, https://mfa.gov.kg.
(11) Информационный портал по изменению климата в Центральной Азии, https://centralasiaclimateportal.org/.
(12) Учебный комплект для средних школ «Климатическая шкатулка», https://clirnate-box.com/ru/.
(13) Глобальная инициатива Нотр-Дам по адаптации, https://gain-new.crc.nd.edu/.