Страны Центральной Азии – это один из наиболее уязвимых регионов к рискам изменения климата. Следствием климатических изменений стал еще и дополнительный водный стресс, который будет лишь усиливаться. В центрально-азиатском регионе, по оценкам экспертов, ожидается большее повышение температуры по сравнению со среднемировыми значениями. А к 2040 году водный стресс в некоторых районах Центральной Азии увеличится в 2.8 раза.
До 1990-х годов действовала система компенсационных мер, направленная на возмещение горным республикам (Кыргызстан, Таджикистан) ущербов, связанных с сооружением и эксплуатацией водохранилищ. Эти меры предусматривали поставку энергоносителей (нефть, газ, уголь) и сельхозпродукции в объёме, эквивалентном зимней недовыработки электроэнергии на ГЭС, и потерь сельхозпродукции на землях, попавших в зону затопления. После 1991 г. многие природные ресурсы оказались на территории отдельных суверенных государств, а связи и структура единого хозяйственного механизма управления водными ресурсами были разрушены.
В настоящее время на повестку дня встал вопрос по расширению сотрудничества между странами Центральной Азии по водной безопасности,по необходимости пересмотра и переоценки нормативных документов и схем в сфере вододеления трансграничных водных ресурсов, поразработке новых правил и норм эффективного и рационального водопользования, а также продвижение оптимальных механизмов стимулирования этого процесса.
Исходя из выше изложенного, участниками международной конференции была принята Резолюция по решению проблемы дефицита водных ресурсов в ЦА, которая заключается в следующем:
- Необходимо пересмотреть и переоценить нормативные документы и схемы в сфере вододеления трансграничных водных ресурсов и разработать новые правила и нормы водопользования между странами ЦА.
- Разработать согласованные правила и порядок эффективного и рационального деления водных ресурсов между государствами, с учетом интересов всех стран и экологического равновесия в бассейнах рек.
- Все водорегулирующие и водотранспортирующие сооружения, построенные более полувека назад, находятся в опасном техническом состоянии и представляют реальную угрозу разрушения, выхода из строя, а это грозит катастрофой не столько Кыргызстану, сколько равнинным государствам, расположенным в низовьях рек (Узбекистану и Казахстану). В этой связи назрела необходимость совместноустановить долевое участие всех государствпо обеспечению надежной эксплуатация межгосударственных гидротехнических объектов, с целью гарантированной водоподачи.
- Странам ЦА необходимо разработатьэкономические принципы межгосударственного водопользования, с учетом рыночной экономики и расчетом стоимости воды, используя опыт зарубежных стран.
- Создать в г.Бишкек консорциум стран ЦА по решению водно-энергетической проблематики в ЦА, в том числе по разработке экономических принципов межгосударственного водопользования.
- Учитывая важность вышеприведенных материалов, опыт стран ЦА в управлении водными ресурсами и ведения государственной водной политики и координации вопросов на международном уровне целесообразно создание отдельной структуры в Кабинете министров КР – «Министерство водных ресурсов КР».
- Применить современные технологии водозабора и строительства новейших аккумулирующих гидросооружений.
- Провести исследование по переоценке водных ресурсов Кыргызстана (в настоящее время используются данные, полученные в 2000 г.). В настоящее время, в связи с изменением климата, речной сток претерпевает изменения, который необходимо переоценить. Выполнение данной работы на современном этапе очень актуально.
- Обратить особое внимание на подготовку молодых кадров в водно-энергетической и гидрометеорологической сфере.
- ОФ «Зеленая энергетика» (GreenEnergy)
- Центр экспертных инициатив «Ой Ордо»
- Совет по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики
- Региональный экологический центр ЦА
- Региональный горный центр ЦА
- Национальный институт стратегических исследований КР
- Институт водных проблем и гидроэнергетики НАН КР
- Институт изучения водных проблем и гидроэнергетических ресурсов в ЦА
- Институт развития общественных отношений стран ЦА
- Институт Центрально азиатского регионального экономического сотрудничества
- Институт исследований экономической политики КР
- Институт политических исследований и экспертиз ИГП НАН КР
- Тянь-Шаньский высокогорный научный центр Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР
- Научно исследовательский институт экономики НАН КР
- ОЮЛ «Зеленый Альянс Кыргызстана»
- ОО «Экологическая безопасность»
- Экспертное сообщество