В селе Ак-Добо Бакай-Атинского района Таласской области по сей день сохранился дом, который был построен народным художником КР Теодором Герценем.
Дом был построен в 1970 году и сейчас там проживает 65-летняя Батина Макишова вместе со своей семьей. В беседе с корреспондентом Turmush она поделилась фактами об истории дома, который был построен народным художником.
Ранее село Ак-Добо называлось Орловка. Дом расположен по улице Оморбекова, в нем 4 комнаты, площадь земельного участка составляет 22 сотки.
Строил дом Герцен сам. Рядом расположен еще один дом, который был построен отцом Теодора Герцена — Теодором Гергардовичем. Он также сохранился в хорошем состоянии и стоит по сей день. В свое время семья Герцена продала дом и переехала в Германию.
Семья Батины Макишовой приобрела его уже у местного жителя. В доме сохранилось много вещей, которыми пользовался Герцен и члены его семьи. Особую ценность представляет картина «Всадник возле водопада». В 2012 году, как рассказывает Макишова, к ним приезжали из города Бишкек и просили картину для выставки, пообещав после вернуть. «Нам сказали, что повезут картину в музей, проведут выставку, а затем привезут оригинал. Тогда так обрадовалась, отдала картину, а, как оказалось, меня просто обманули. С тех пор она пропала. В тот же год скончался мой супруг, про картину забыли. По сей день прошу дочерей ходить по музеям и искать ту картину. Но ничего неизвестно. Горжусь тем, что проживаю в доме такого выдающегося деятеля искусства. В семье Герценев все были художниками, его невестка хорошо рисовала. Всегда говорю о том, как хотелось бы, чтобы наши дети стали такими же выдающимися в сфере искусства», — говорит она.
Дом был приобретен в первые годы независимости Кыргызстана, когда появилась национальная валюта — сом. Тогда семья Герценев оценила его в порядка 100 тыс. сомов.
Как утверждает Макишева, дом им достался по цене одной добротной лошади.
Теодор Герцен родился 15 марта 1935 года в селе Орловка Ленинпольского района Таласской области. Его родители приехали в Кыргызстан в конце 1920-х годов — мать с Поволжья, отец с Украины. Именно отец будущего художника — Теодор Гергардович — сыграл большую роль в становлении личности своего сына. Он был широко известен не только в Таласской долине, да и во всей республике, как народный просветитель.
Теодор Герцен закончил художественное училище в городе Фрунзе по специальности «живопись». Однако, настоящим его призванием стала книжная графика. Он известен, главным образом, как художник книги, серьезный и вдумчивый иллюстратор.
Его учителями были художники и учителя — А.И. Игнатьев и Ф.М. Стукошин. Затем Герцен продолжил свое образование в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское), где он получил специальность художника-монументалиста.
Знаменитым Теодор Герцен в Кыргызстане стал своими иллюстрациями к эпосу «Манас» — циклом замечательных линогравюр, ставших итогом многолетней работы, изучением истории кыргызов, их духовной и материальной культуры, уходящей вглубь веков. В этой работе произошло редкое слияние изображения и слова. Герцен выполнил к этому изданию 200 гравюр — огромный, беспрецендентный труд.
Второй работой, не уступающей по силе воздействия на читателя и зрителя иллюстрациям к эпосу «Манас», можно считать цикл гравюр к немецкому эпосу «Песнь о Нибелунгах». Герцен, этнический немец, не мог быть равнодушным к национальному наследию Германии, поэтому обращение его после «Манаса» к «Песне о Нибелунгах» — это и обращение к историческим корням своего народа, и желание окунуться в европейскую средневековую стихию народного творчества.
Теодором Герценом были оформлены также издания собрания сочинений Токтогула, кыргызских народных сказок, «Кобзарь» Т.Шевченко, «Джамиля» Ч.Айматова, «Хождение по мукам» Л.Толстого.