Кемпир-Абад или государственность?

Вопрос передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану, где его называют Андижанским, в Кыргызстане не обсуждает лишь ленивый. Каждый маломальский псевдоэксперт или блогер готов высказать свое мнение по вопросу определения границ с Узбекистаном, даже не понимая весь смысл вопроса. Однако, не все понимают значимость для государства завершение процесса определения территорий, а он, мягко говоря, является судьбоносным для двух стран, ибо обе стороны выходят по результатам достигнутых недавно договоренностей к финишной прямой.

Вопрос определения границ между Кыргызстаном и Узбекистаном следует рассматривать через призму государственных интересов, так как с развалом Советского союза обе уже независимые страны находятся в поисках оптимальных решений. В 2017 году, когда обе республики, согласно подписанным между главами государств договору, определили 85% госграницы, мало кто говорил, что оставшиеся 15% являются самыми сложными участками, которые начали определяться, причем интенсивными темпами уже сегодня.

В истории человечества с момента зарождения первых государственных образований было немало примеров изменений ландшафтов и форм госграниц. Уже новейшая история наполнена примерами обмена территориями, которые облегчили жизнь рядовых граждан и послужили заделом для дальнейшего развития стран.

Кыргызстан и Узбекистан, будучи в составе СССР, только приступили к данному процессу, который длится без малого уже 100 лет. Первые автономные области и республики в Центральной Азии в составе Союза были образованы в 20-х годах прошлого столетия. По истечению почти векового периода, когда независимые братские страны решили все-таки завершить спор на границе, в Кыргызстане нашлись деятели, которые, даже не вникая в суть вопроса, преподносят историческое для обеих стран событие как предательство интересов кыргызского народа.

В этой связи, хотелось бы отметить, что согласно недавно достигнутым договоренностям между правительствами Кыргызстана и Узбекистана, кыргызской стороне отходит почти 20 тыс. гектаров спорных земель, взамен узбекская сторона просит отдать многострадальное и жизненно важное для себя, в частности для Ферганской долины, где ни много ни мало проживает около 20 млн. людей, Кемпир-Абадское водохранилище, общей площадью почти 4,5 тыс. гектаров. При этом для населения Кыргызстана, путем снижения уровня воды на водохранилище, высвобождаются дополнительные тысячи гектаров земель, пригодных как для жизни, так и для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Противников достижения договоренностей между соседними странами в Кыргызстане называют патриотами, болеющими за судьбу страны, но вряд ли они понимают всю сложность и историческую значимость 100% определения границ между Кыргызстаном и Узбекистаном, которые шли к этому последние 30 лет. Да, некоторые эксперты на это ответят, что ряд стран, как например Индия и Пакистан, находятся в такой же ситуации последнее столетие, и не

могут прийти к консенсусу по сегодняшний день. Но, последствия безрезультатных переговоров продолжают ощущать на себе рядовые граждане, сталкивающиеся с периодическими конфликтами на спорных участках.

Так и с Кыргызстаном, на границе с Узбекистаном за последние 30 лет, с момента обретения независимости, происходят стычки и перестрелки, порой с жертвами с обеих сторон, причиной которых является элементарное отсутствие взаимного признания границ.

Теперь, когда люди, представляющие верховную власть в республике, пытаются раз и навсегда решить данный вопрос, путем определения границ, в том числе путем обмена территориями, нашлись горе политики и эксперты, которые вспомнили о государственных интересах. Им хотелось бы апеллировать элементарными цифрами – Кыргызстану отходят почти 20 тыс. гектаров, Узбекистану – почти 4,5 тыс. гектаров, причем под Кемпир-Абадским водохранилищем.

Оппоненты заявляют о значимости водохранилища и ценности водных ресурсов для Кыргызстана, забывая при этом простой математический подсчет, ведь Кыргызстан получает в четыре раза больше территорий, которые узбекские власти готовы отдать взамен водохранилища.

Передачу стратегического объекта, который является безусловным рычагом давления на соседей, называют предательством, Тогда как быть с 20 тысячами людей, которые продолжают проживать на спорных участках в Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана и мечтают оставаться на своих местах, на родине, где похоронены их предки.

Незаселенная прилегающая к водохранилищу территория и неиспользуемая кыргызской стороной вода, почему-то стала объектом раздора в обществе. Доводы против передачи водохранилища также заключаются в необходимости сохранения плотины, которая используется для нужд Узбекистана.

Кыргызстан с описанием всей линии госграницы с Узбекистаном приобретает, как уже было отмечено в четыре раза больше территорий, избавляется в будущем от причины многочисленных конфликтов, а также обеспечивает безопасность границ и своих граждан. Будучи у истоков рек в Центральной Азии, Кыргызстан вполне способен реализовать проекты строительства других немаловажных плотин и водохранилищ, способных обеспечить не только запасом воды, но и выработку электроэнергии при строительстве ГЭС.

Так кому выгодно полное определение территорий между Кыргызстаном и Узбекистаном, ответ очевиден – обеим странам. В данном же случае Кыргызстан не только избавляется от головной боли вести переговоры при малейших стычках, иногда ведущих к полномасштабной конфронтации, как на примере с Таджикистаном, но и приобретает мир и стабильность с братским узбекским соседом.

Related posts

Вице-президента Федерации борьбы Ахрора Иминова вновь заключили под стражу

admin

Садыр Жапаров поздравил Реджепа Тайипа Эрдогана с юбилеем

admin

Стало известно, сколько школ будут начинать учиться раньше 8 часов утра

admin

Комментарий