Кыргызстан ждет строительный коллапс? Или что такое БСК и с чем его едят?

Возможно, мало кто знает, что в Кыргызстане с начала текущего года в сферу строительства КР введены новшества. Точнее согласно приказу Минстерства Финансов Кыргызской Республики за номером №169-П от 28 октября 2022 года во исполнение Постановления Кабинета Министров КР от 27 сентября 2022 года за №522 о Банковском сопровождении контракта ( далее БСК), с начала 2023 года в конкурсах по ремонту и строительству зданий на территории Кыргызской Республики внедерно Банковское Сопровождение Контракта (далее БСК).

Говоря простым языком, сопровождение контракта заключается в том, что банк контролирует и мониторит расчеты поставщика (подрядчика, исполнителя) и всех субподрядчиков и соисполнителей, которых поставщик привлекает для исполнения контракта, и доводит результаты этого контроля и мониторинга до сведения заказчика. При этом все операции со средствами поставщика и подрядчика отражаются на обособленном счете в сопровождающем контракт банке.

Как отмечает инициативная группа подрядчиков, с начала года, точнее с введением механизма БСК, компании осуществляющие свою деятельность в сфере строительства, участвуя в тендерах испытывают огромные трудности.
Бумажная волокита с открытием спецсчетов поставщиков, строй компаний, процессы утверждения контракта занимают энное количество времени, замораживая ход строительства объектов, что в свое время влияет на сроки  завершения социальных, коммерческих строительных объектов, отнимая силы и время дольщиков, подрядчиков, стройкомпаний.
При этом, даже бывали случаи, когда подрядчики не могли в течение 3-х 5-и месяцев получить свои заработанные деньги за произведённые работы.

Для несведующих граждан поясним, что Банковским сопровождением Контракта в Кыргызстане занимаются: ОА «РСК Банк», «Керемет Банк» и «Айыл Банк», консультирует их с начала внедрения БСК, российский «Газпромбанк», который кроме консультационной помощи, активно контролирует весь процесс госзакупок, осуществляющийся в сфере строительства и монтажно-строительных работ. То есть ведут контроль целевого использования денежных средств в строительной сфере.

Естественно у нас, как и у многих кыргызстанцев возникает вполне резонный вопрос: «Имеют ли право иностранные компании, каковым является российский «Газпромбанк» вести учет и контролировать денежные средства, которые крутятся в строительной сфере независимой, суверенной страны, каковым является Кыргызстан?». Разве в нашей стране нет собственных соответствующих служб и надзорных органов, уполномоченных вести подобную деятельность? Почему суверенная страна не может самостоятельно и без вмешательства иностранных компаний, осуществлять надзор за движением спецсчетов строительного рынка?

А ведь здесь речь идет и о безопасности нашего государства. Спрашивается, зачем нам давать «козыри» иностранным компаниям и грубо говоря «сливать» им всю информацию о движении денежных средств в нашей стране?

Более того, консультанты «Газпромбанк» ведут тщательный учет и движение всех средств в строительной сфере, так вешиваются в процедуру определения стоимости строительства, рассчитанных по нормативам КР.

Так например «Газпромбанк» без основательно вмешивается в структуру смет и выставляет свои требования по определению накладных и транспортных расходов (далее НР и ТР). По определению стоимости НР и ТР работают нормативы, в которых НР нельзя безосновательно изменять, а существуют только понижающие коэффициенты и реальные ТР по тоннажу и расстояниям по перевозкам.
Здесь возникает еще один вопрос: «А имеют ли право консультанты «Газпромбанка» вмешиваться во внутренние дела нашей страны, а тем более в нормативно-правовые документы суверенного государства?».
Безусловно нет. Поэтому мы считаем, необоснованным вмешательство «Газпромбанка» в вопросы  приёма документов у подрядчиков.
Беспокойство вызывает и тот факт, что в Приказе МФ о БСК подменены понятия и термины такие как: генподрядчик, подрядчик, субподрядчик. Вместо этих понятий и терминов используются слова и термины: исполнитель, соисполнитель и другие. Они нам понятны, но суть в том, что, все ранее разработанные и утверждённые внутренние нормативы КР разрабатывались на базе уже существующих терминов и определениях (в том числе исходя из терминов осуществляется налогообложение). Надо понимать то, что в случаях судебного рассмотрения споров между подрядчиками и другими сторонами подрядного Договора правда будет на стороне подрядчиков;
Кроме того, на встрече представителей  «Газпромбанка» последние обещали, что совместно с рабочей группой будут разработаны инструкции по БСК.  Точнее в этой инструкции должны были быть указаны перечень документов, детальное описание того какие органы будут выдавать необходимые документы, которые требуются для рассмотрения консультантами «Газпромбанка»  Однако, этого не было сделано до сих пор.
В настоящее время, кыргызстанским Банкам и представителям «Газпромбанка», которые не несут никакой ответственности за документы прилагаемые к Акту выполненных работ, необоснованно присвоено право одобрения выплаты финансовых средств подрядчикам. Кто и зачем им дал такое право, тоже неизвестно.
Ответственности за результаты выполненных работ конечно же они не несут, поэтому с какой стати они собой подменяют заказчиков. Возникает вполне резонный вопрос: «На каком основании Банки и консультанты берут функции заказчика и проводят тендера?».
Еще одним, порой одним из важных воросов, являются сроки выплат и рассмотрения представленных подрядчиками документов. Здесь важно отметить, что условия БСК более адаптированны под крупных заказчиков, нежели мелких компаний -подрядчиков.

Невольно задумываешься не ялвяется ли целью внедрения БСК лоббирование интересов крупных строительных компаний.

Конечно же подрядчики как и другие законопослушные граждане, поддерживали и дальше намерены поддерживать политику Кабмина, в части реализации государственных Программ. А также понимаем, что, в рамках ЕВРАЭС следует унифицировать многие технические регламенты, ГОСТы, подходы к решению многих вопросов в рамках вышеуказанного союза.
Но вместе с тем, считаем, что данное решение Правительства о введении системы БСК в сфере строительсва преждевренным, недоработанным и не адаптированным к нынешним реалиям строительного рынка.

Вместо данного решения, было бы целесообразнее пойти путем защиты движения товаров внутри экономической территории ЕврАзЭС при пересечении их через границы других государств вне ЕврАзЭС и соответственно провести иной подход к осуществлению БСК, для увеличения налоговых сборов.

С момента внедрения БСК, прошло полгода, однако подрядчики как сталкивались с трудностями в начале пути, так и продолжают маяться, обивая пороги Банков и чиновников. То есть по сути остались одни со своей проблемой. Многочисленные письма и обращения в Минфин, Мин Экономики и другие соотвеству органы, так и не дали результатов. Вопросов у подрядчиков много, а ответов к сожалению нет.

Между тем, время не стоит на месте. Сроки строительств социальных, коммерческих и других объектов грубо говоря «Горят». Цены на строительном рынке растут с каждым днем. Люди ждут когда будет завершен, тот или иной обьект, строители и их семьи остаются без работы и соответственно без зарплаты, пока подрядчики носятся из месяца в месяц с «бумажной волокитой». Вкупе все это негативно влияет на темпы росты экономики и тормозит развитие страны.

Поэтому Президенту страны, Председателю Кабинета Министров КР, Торага Жогорку Кенеша КР следует взять под личный контроль данный вопрос. Ведь от этого зависит судьба наших граждан, нашей экономики, нашего государства и народа.


Ициативная группа строительных подрядчиков

Related posts

Сегодня на ремонт закроют несколько отрезков проспекта Жибек-Жолу 

admin

Президент принял верительные грамоты от послов ряда стран

admin

ГКНБ: Выявлен факт злоупотребления должностных лиц Департамента банкротства

admin

Комментарий