Бишкек. 17 апреля — Ассоциации частных агентств занятости (ЧАЗ) выразили обеспокоенность в связи с возможной ратификацией Конвенции №181 Международной организации труда (МОТ), касающейся регулирования деятельности частных агентств занятости. По мнению представителей отрасли, принятие этого международного документа может иметь серьезные негативные последствия для экономики страны, системы трудовой миграции и самих граждан Кыргызстана.
Основные риски, связанные с ратификацией Конвенции МОТ №181
1. Социальные последствия
- По оценкам ЧАЗ, возможное закрытие агентств оставит без стабильного заработка около 30 тыс. человек, которые ежегодно трудоустраиваются через ЧАЗ. В среднем 30 тыс. мигрантов обеспечивают семью из пяти человек. Это означает, что через ЧАЗ более 150 тыс. граждан получают доход.
- в общей сложности более 30 тыс. мигрантов трудоустроившихся посредством ЧАЗ отправляют на Родину 250-300 млн долларов.
- Это означает, что до 30 000 граждан Кыргызстана ежегодно лишатся возможности официального трудоустройства в странах Европы, Персидского залива и Японии. Вакансии займут граждане других стран, а кыргызстанцы будут вынуждены искать работу в менее благоприятных условиях — в России и Казахстане.
- Снижение объема переводов скажется на доступности образования для детей мигрантов.
- Потеря легальных каналов трудоустройства увеличит риски нелегальной миграции и расширения теневого рынка.
2. Неэффективность в борьбе с мошенничеством
- Конвенция не содержит конкретных механизмов по противодействию нелегальным посредникам. Введение ограничений на деятельность ЧАЗов может лишь усилить позиции мошенников, действующих вне правового поля.
- Без официальных каналов трудоустройства граждане будут вынуждены обращаться к нелегальным посредникам, которые не несут ответственности за безопасность и права трудящихся.
3. Отсутствие готовности иностранных работодателей оплачивать услуги ЧАЗ
- В настоящее время 95% кыргызстанских соискателей попадают в категорию неквалифицированного персонала по европейским стандартам, что делает их неконкурентоспособными.
- Только 2% работодателей за рубежом готовы оплачивать услуги агентств — и то лишь за труд в опасных и вредных условиях.
- Если Кыргызстан примет Конвенцию, агентства не смогут взимать оплату с соискателей, что поставит под угрозу их функционирование.
4. Потери для экономики
- 30 000 трудоустроенных кыргызстанцев ежемесячно отправляют на родину от $1 000 до $1 500.
- Сокращение объема переводов вследствие ограничений для ЧАЗов может негативно сказаться на общем уровне благосостояния населения.
5. Потеря конкурентоспособности
- Страны региона, включая Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Россию, не ратифицировали Конвенцию и продолжают работу без ограничений.
- Работодатели, стремясь минимизировать затраты, будут отдавать предпочтение гражданам этих стран, а кыргызстанцы утратят доступ к зарубежным рынкам труда.
6. Рост зависимости от России и риск массовых депортаций
- ЧАЗ сегодня трудоустраивают кыргызстанцев в 28 странах, снижая зависимость от российского рынка.
- В случае закрытия ЧАЗов граждане будут вынуждены возвращаться в Россию, где ужесточаются миграционные законы. Ожидается депортация более 70 000 кыргызстанцев.
- Аналогичные процессы наблюдаются и в США, что может усугубить нагрузку на рынок труда Кыргызстана.
7. Невозможность изменить Конвенцию после ратификации
- Конвенция №181 — это международный юридически обязывающий документ, не подлежащий изменениям или адаптации.
- В отличие от национальных законов, которые можно пересматривать, Конвенцию нельзя отменить или скорректировать даже в случае её неэффективности.
Предложения от частных агентств занятости
Вместо ратификации Конвенции МОТ №181 ЧАЗы предлагают:
- Совершенствовать действующее Положение №175;
- Разработать национальный закон о борьбе с мошенничеством в сфере трудоустройства;
- Создать уполномоченный орган по борьбе с нелегальной трудовой миграцией;
- Усилить контроль над деятельностью агентств через Министерство труда и ТПП КР;
- Расширять географию трудоустройства кыргызстанцев, включая новые рынки.
Отметим, соседние страны отказались от ратификации данного документа.
Так почему другие страны отказываются от ратификации Конвенции №181?
От ратификации отказались Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Россия, Индия, Бангладеш и другие. Основные причины:
- Конвенция разработана для условий европейского рынка труда, с которым кыргызские агентства не имеют прямого контакта.
- Европейские работодатели работают через рекрутинговые компании, которые не взаимодействуют напрямую с кыргызстанскими агентствами.
- Визовый режим, длительность оформления документов и языковой барьер снижают конкурентоспособность кыргызстанских соискателей.
Проблемы профессиональной подготовки
По мнению ЧАЗ, выпускники кыргызстанских лицеев:
- Не владеют иностранными языками;
- Обучаются по устаревшим программам;
- Не соответствуют требованиям зарубежных работодателей.
В свою очередь представители Ассоциаций частных агенств занятости считают, что до обсуждения ратификации необходимо:
- Провести реформу системы профтехобразования;
- Стандартизировать подготовку специалистов по международным нормам;
- Возложить ответственность за адаптацию образовательных программ на Министерство образования КР.