Ассоциации частных агентств занятости: Ратификация Конвенции МОТ №181 может лишить работы десятки тысяч кыргызстанцев

Бишкек. 17 апреля — Ассоциации частных агентств занятости (ЧАЗ) выразили обеспокоенность в связи с возможной ратификацией Конвенции №181 Международной организации труда (МОТ), касающейся регулирования деятельности частных агентств занятости. По мнению представителей отрасли, принятие этого международного документа может иметь серьезные негативные последствия для экономики страны, системы трудовой миграции и самих граждан Кыргызстана.

Основные риски, связанные с ратификацией Конвенции МОТ №181

1. Социальные последствия

  • По оценкам ЧАЗ, возможное закрытие агентств оставит без стабильного заработка около 30 тыс. человек, которые ежегодно трудоустраиваются через ЧАЗ. В среднем 30 тыс. мигрантов обеспечивают семью из пяти человек. Это означает, что через ЧАЗ более 150 тыс. граждан получают доход.
  • в общей сложности более 30 тыс. мигрантов трудоустроившихся посредством ЧАЗ отправляют на Родину 250-300 млн долларов.
  • Это означает, что до 30 000 граждан Кыргызстана ежегодно лишатся возможности официального трудоустройства в странах Европы, Персидского залива и Японии. Вакансии займут граждане других стран, а кыргызстанцы будут вынуждены искать работу в менее благоприятных условиях — в России и Казахстане.
  • Снижение объема переводов скажется на доступности образования для детей мигрантов.
  • Потеря легальных каналов трудоустройства увеличит риски нелегальной миграции и расширения теневого рынка.

2. Неэффективность в борьбе с мошенничеством

  • Конвенция не содержит конкретных механизмов по противодействию нелегальным посредникам. Введение ограничений на деятельность ЧАЗов может лишь усилить позиции мошенников, действующих вне правового поля.
  • Без официальных каналов трудоустройства граждане будут вынуждены обращаться к нелегальным посредникам, которые не несут ответственности за безопасность и права трудящихся.

3. Отсутствие готовности иностранных работодателей оплачивать услуги ЧАЗ

  • В настоящее время 95% кыргызстанских соискателей попадают в категорию неквалифицированного персонала по европейским стандартам, что делает их неконкурентоспособными.
  • Только 2% работодателей за рубежом готовы оплачивать услуги агентств — и то лишь за труд в опасных и вредных условиях.
  • Если Кыргызстан примет Конвенцию, агентства не смогут взимать оплату с соискателей, что поставит под угрозу их функционирование.

4. Потери для экономики

  • 30 000 трудоустроенных кыргызстанцев ежемесячно отправляют на родину от $1 000 до $1 500.
  • Сокращение объема переводов вследствие ограничений для ЧАЗов может негативно сказаться на общем уровне благосостояния населения.

5. Потеря конкурентоспособности

  • Страны региона, включая Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Россию, не ратифицировали Конвенцию и продолжают работу без ограничений.
  • Работодатели, стремясь минимизировать затраты, будут отдавать предпочтение гражданам этих стран, а кыргызстанцы утратят доступ к зарубежным рынкам труда.

6. Рост зависимости от России и риск массовых депортаций

  • ЧАЗ сегодня трудоустраивают кыргызстанцев в 28 странах, снижая зависимость от российского рынка.
  • В случае закрытия ЧАЗов граждане будут вынуждены возвращаться в Россию, где ужесточаются миграционные законы. Ожидается депортация более 70 000 кыргызстанцев.
  • Аналогичные процессы наблюдаются и в США, что может усугубить нагрузку на рынок труда Кыргызстана.

7. Невозможность изменить Конвенцию после ратификации

  • Конвенция №181 — это международный юридически обязывающий документ, не подлежащий изменениям или адаптации.
  • В отличие от национальных законов, которые можно пересматривать, Конвенцию нельзя отменить или скорректировать даже в случае её неэффективности.

Предложения от частных агентств занятости

Вместо ратификации Конвенции МОТ №181 ЧАЗы предлагают:

  • Совершенствовать действующее Положение №175;
  • Разработать национальный закон о борьбе с мошенничеством в сфере трудоустройства;
  • Создать уполномоченный орган по борьбе с нелегальной трудовой миграцией;
  • Усилить контроль над деятельностью агентств через Министерство труда и ТПП КР;
  • Расширять географию трудоустройства кыргызстанцев, включая новые рынки.

Отметим, соседние страны отказались от ратификации данного документа.

Так почему другие страны отказываются от ратификации Конвенции №181?

От ратификации отказались Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Россия, Индия, Бангладеш и другие. Основные причины:

  • Конвенция разработана для условий европейского рынка труда, с которым кыргызские агентства не имеют прямого контакта.
  • Европейские работодатели работают через рекрутинговые компании, которые не взаимодействуют напрямую с кыргызстанскими агентствами.
  • Визовый режим, длительность оформления документов и языковой барьер снижают конкурентоспособность кыргызстанских соискателей.

Проблемы профессиональной подготовки

По мнению ЧАЗ, выпускники кыргызстанских лицеев:

  • Не владеют иностранными языками;
  • Обучаются по устаревшим программам;
  • Не соответствуют требованиям зарубежных работодателей.

В свою очередь представители Ассоциаций частных агенств занятости считают, что до обсуждения ратификации необходимо:

  • Провести реформу системы профтехобразования;
  • Стандартизировать подготовку специалистов по международным нормам;
  • Возложить ответственность за адаптацию образовательных программ на Министерство образования КР.

Related posts

ГКНБ КР: За систематические поборы с граждан задержаны сотрудники Департамента регистрации населения при Министерстве цифрового развития КР

admin

ГКНБ: Задержаны 16-летние члены «Исламского государства», которые намеревались совершить теракт в Жалал-Абаде

admin

Узбекские врачи разделили сиамских близнецов из Кыргызстана 

admin

Комментарий