Соглашения между КР и РУз. Залог мира в Центральной Азии

Накануне депутаты Законодательной палаты парламента Узбекистана приняли проекты законов о ратификации двух договоров между Кыргызстаном и Узбекистаном, которые ранее были подписаны в Бишкеке между официальными властями двух стран.

В частности, депутаты утвердили проект закона «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Кыргызской республикой об отдельных участках узбекско-кыргызской государственной границы».

Также утвержден законопроект «О ратификации Соглашения между правительством Республики Узбекистан и Кабинетом Министров Кыргызской республики о совместном управлении водными ресурсами Андижанского (Кемпирабадского) водохранилища».

«Принятие данных документов послужит дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества между Узбекистаном и Кыргызстаном, нахождению комплексного решения по вопросам определения узбекско-кыргызской государственной границы», — отметил в своем выступлении премьер -министр РУз Абдулла Арипов.

Согласно высказанной позиции Арипова, 130 семей (граждан Узбекистана), проживающих на территории границ с Кыргызстаном, будут переселены на другие узбекские территории, с выплатой полной компенсации со стороны властей Узбекистана.

При этом, глава узбекского Кабмина А.Арипов, на утверждение Законодательной палаты Парламента РУз представил «Соглашение о совместном использовании водных ресурсов Кемпир-Абадского водохранилища», подтвердив этим и ранее объявленную позицию власти Кыргызстана.

Но самое главное, как верно утверждает глава Правительства РУз: подписание данных договоров по определению узбекско-кыргызских границ, даст двум граничащим государствам, обеспечить их неприкосновенность, территориальную целостность и суверенитет, и полностью снимет напряжённость и угрозы, ведущие к кровопролитным конфликтам на приграничных территориях.

Таким образом, можно сказать, что точка в этом спорном вопросе поставлена.

Не лишним будет напомнить предысторию данного вопроса, когда Кемпир-Абадское водохранилище стало своего рода «притчей во языцех», поскольку каждый гражданин нашей страны независимо от своего социального статуса, мировозрения, уровня образования и.т.д. считает своим долгом высказать свою позицию и дать свою негативную или позитивную оценку данному вопросу.

Есть и те, кто в буквальном смысле пытается заработать очки, придав данному вопросу политическую окраску.

История Кыргызстана знает немало случаев, когда так называемые «оппозиционеры» прикрываясь тем или иным вопросом, делали себе «имя» на политической арене.

Вспомним, хотя бы начало 2000 -х годов, когда 20 лет назад главы Кыргызстана и Китая подписали в Бишкеке договор о государственной границе, поставив точку в спорных вопросов по кыргызско-китайской границе.

Саламат Аламанов, руководивший в то время правительственной комиссией по делимитации и демаркации границ отмечает, что переговоры длились три года и были очень сложными.


«Специалисты провели колоссальную работу по уточнению границ, на их долю выпали тяжелые переговоры. Руководство республики требовало быстрейшего решения приграничных вопросов. Китайская сторона в свою очередь заявила, что поддержит подходящие для Кыргызстана условия. На основании этого были утверждены линии границ, которые существуют и ныне. После этого мы приступили к разделению, и в итоге только 30 процентов территории ущелья Узонгу-Кууш перешли к Китаю, а 70 процентов остались под юрисдикцией Кыргызстана.

Как пояснил Аламанов, долгие годы между СССР и Китаем также велись переговоры, но они были безуспешными и заходили в тупик.

«Если бы власти Кыргызстана не проявили политическую волю и не приняли твердое решение о завершении процесса делимитации и демаркации, эти вопросы не решились бы до сих пор и из-за отсутствия единого взгляда на эту проблему в отношениях Кыргызстана и Китая могли возникнуть возникнуть различные осложнения», — сказал Аламанов.личные осложнения», — сказал Аламанов.

По его словам, согласно данным геологических изысканий, сведений о полезных ископаемых на территории Узонгу-Кууша нет.

Таким образом, этот вопрос решился лишь по истечении 146 лет (с 1858-го по 2004 год).

К сожалению, Кыргызстан не может похвалиться тем, что достиг такого же успешного соглашения по всем спорным участкам.

В течение 30 лет после развала Союза мы до сих пор не можем уточнить линии нашей границы между соседним Таджикистаном. Страдают тысячи граждан, проживающих на приграничных территориях, так как после вероломного вторжения таджикской стороны, мы потеряли десятки своих лучших сыновей, местные жители не только остались без крыши над головой, некоторые из них потеряли своих близких….

Можно ли было избежать такой трагедии?

Конечно можно было. Если бы точка в данном вопросе была поставлена еще давно, на заре независимости союзных республик. Конечно, это большое упущение прежних руководителей страны.

Ведь кроме спорных участков с таджикской стороной, до сегодняшнего дня открытым оставались вопросы по уточнению границ и с Узбекистаном.

Директор Национального института стратегических исследований Канатбек Азиз считает, что для Кыргызстана как для страны, как для государства делимитация и демаркация государственной границы с Узбекистаном поменяет многое.

«Во-первых, Кыргызстан больше утвердится в своем суверенитете. Узаконенная и международно признанная граница — важный атрибут суверенитета. Значит, как государство, мы прибавим в весе.

Во-вторых, стоит признать, что одним из вызовов безопасности республики станет меньше, ведь неочерченная граница — всегда угроза безопасности и потенциально конфликтная зона.

Ракурс на Баткен, и не надо никаких лишних доказательств этому тезису», — отмечает Канатбек Азиз.

По его словам, Кыргызстану сейчас, как никогда, выгодны не просто добрососедские, а доверительные, партнерские отношения с Узбекистаном.

«На фоне агрессивного поведения Таджикистана в отношении Кыргызстана по вопросам границы кыргызская сторона посылает сигнал мировому сообществу о своей абсолютной договороспособности. Мы как бы показываем — смотрите, мы же смогли договориться с узбеками. У нас там тоже было все непросто, но когда пришел новый президент Узбекистана, компромисс был найден. То есть проблема с Таджикистаном не в кыргызской стороне», — считает глава НИСИ.

По его мнению, хороших решений по границе, когда абсолютно удовлетворены обе стороны, не бывает и быть не может.

«Но в данном случае предлагаемое соглашение по границе — вариант оптимального решения для Кыргызстана. Если отбросить весь популистский и пропагандистский шум, то это очевидно», — добавил К. Азиз.

В народе говорят: «Худой мир, лучше доброй ссоры». Это наглядно показывают события на кыргызско -таджикской границе. Сколько пролитых слез, сколько бессоных ночей, сколько горя и боли приносят нерешенные вопросы по спорным участкам границы. Поэтому задача нынешней власти, исправить ошибки своих предшественников и обеспечить стране и ее гражданам безопасность, дать уверенность в том, что завтра никто не может посягнуть ни на твою территорию, ни на твою жизнь, что завтра ты и твои дети не будете жить в страхе в своем доме, на своей родной земле.

Каждый из нас должен это четко понимать и осозновать и не препятствовать решению данного вопроса, иначе история нам не простит наших ошибок.

Related posts

ГКНБ КР: пресечена попытка незаконного ввоза автомобилей в Кыргызстан

admin

На юге гражданин Китая убил начальника за задержку зарплаты

admin

В Кыргызстане детские сады посещают почти 200 тыс. детей 

admin

Комментарий