ТРАГИЧЕСКИЙ БАЛАГАН ИССЫККУЛЬСКОГО ТЕАТРА ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ 

Жаныш Осмонович Кулмамбетов — киргизский писатель-драматург и прозаик, театральный и кинорежиссёр, театровед и театральный критик высоко оценил постановку «Күн кармаган бала», который представил на суд зрителя Иссык-Кульский драмтеатр. Критик опубликовал на своей странице в Facebook пост о творческой работе театра.

Накануне иссыккульский муздрамтеатр показал новую работу по знаменитой повести Султана Раева «Күн кармаган бала» («Мальчик, поймавший солнце»), в постановке Уланмырза Карыпбаева. Авторы инсценировки Гүлайым Осмонова и Уланмырза Карыпбаев.
Мне лично было очень интересно, что после прошлогоднего потрясающего «И дольше века длится день» в театре им. А. Мамбетова (Астане), молодой, но уже ярко проявивший себя как талантливейший режиссер, на театральном небосклоне Центральной Азии, Уланмырза, куда повернет свой очередной творческий взор. Поэтому без колебаний отзывался приглашению театра. Сразу скажу, что мои надежды оправдались сполна: по моему глубокому убеждению, «Күн кармаган бала» иссыкульцев, станет настоящим событием в творческой жизни не только Иссык-кульского театра.


Природа кровавой тоталитарной системы очень точно и беспощадно правдиво смоделированной молодым режиссером в предыдущем спектакле «И дольше века длится день», получила продолжение в новой его постановке. Прошедшая эпоха переосмыслена молодым режиссером еще глубже. Фантасмагорический сюрреализм тоталитарного строя второй половины двадцатого столетия: абсурдизм брежневского безвременья, всеобщая морально-нравственная деградация последнего этапа марксистского-ленинского общества, показана как время тотального фарсового гротеска, фарсового балагана, и, то же время, глубокий шекспировский трагизм судеб отдельных людей, особенно матерей. Язвительный сарказм, как пародия на эпоху социалистической всеохватывающий, всепроникающий идиотизм (мракобесие) и пронзительная драма – на этом непримиримо коллизийном срезе – в симбиозе святотатства всего сакрального, опошление трагедии (например, смерть) и в вере в вечности человеческого достоинства, благородства, альтруизма и сострадания выстроен весь спектакль. И в итого звучит как всеобъемлющий трагический балаган.


На фоне тоталитарного мракобесия и манкуртизма, образ мальчика, поймавшего солнце, в спектакле интерпретируется, как символ несущего свет и надежду в человечность, как гимн первозданной чистоты. В этом гуманистическое кредо режиссера У. Карыпбаева, как художника и гражданина.
Спектакль спаян из сильных сольных номеров актёрских работ, таких как Басыт – Талип Боронбаев, Митал – Эрлан Казакбаев, Мальчик – Ырыскелди Тынарбек уулу, Бүсайра – Айзада Сопуева, мать – Света Абдыкадырова, старший сын Басыта – Канат Шабдалиев, секретарь Басыта – Жазгүл Шермамбетова, Жусуп – Элдияр Мамбеталиев и др., в крепкий артистический ансамбль.
Спектакль заканчивается с потрясающим метофорическим финалом – Малчик держит солнце!
Пусть, всегда будет солнце, вместо любого проявления мракобесия, любой формы.
Работа иссыкульцев настоящий творческий успех и желаю им большое плавание.

Related posts

О чем будет говорить Путин на саммите ЕАЭС в Бишкеке?

admin

Садыр Жапаров встретился с космонавтом Сергеем Корсаковым 

admin

Кыргызиндустрия» презентовала свои проекты на Московском экономическом форуме 

admin

Комментарий